Неокантианские мотивы в творчестве А. Белого

Статья посвящена рассмотрению творчества А. Белого в контексте развития отечественной культуры конца XIX - начала XX веков. Уделяется внимание раскрытию мотивов творческого пути философа-поэта, создавшего основания русского символизма. Посредством анализа культурно-исторических явлений второй половины XIX века и первой половины XX века, отраженных в трудах деятелей искусства и науки, определяется степень значимости символизма для последующего развития отечественной философии и области искусства в целом. В процессе становления символизма в творчестве Белого отчетливо выявляются неокантианские мотивы в постановке проблемы различия субъективного восприятия и сущности объекта восприятия самого по себе, то есть различения символа и означаемого. С помощью сопоставления взглядов Белого с концептом софиологии и антропософии выделяются отчетливые кантианские положения философа-поэта. К их числу можно отнести схематизм пространства и времени, попытку применения категорий естествознания к области философии искусства, а также демаркацию имманентного и трансцендентного. Несмотря на то, что идеи философа-поэта по своей форме имеют схожие позиции с антропософией Р. Штейнера и с идеями В. Соловьева, однако, ключевым содержанием выступает неокантианская методология «критического углубления» мысли и ее рационализация. Актуализация творчества Белого и вопроса о его неокантианских мотивах осуществляется посредством привлечения исследований из смежных отраслей знания на принципах междисциплинарного рассмотрения и реализации комплексного подхода.

The article is devoted to the work of A. Bely in the development of Russian culture in the late 19th - early 20th centuries. Attention is paid to the motives of the creative path of the philosopher-poet, who created the basis of Russian symbolism. By analyzing the cultural and historical manifestations of the second half of the 19th century and the first half of the 20th century, reflection in the works of art and science workers, an assessment of the severity of symbolism for the development of Russian philosophy and the field of art in general. In the process of the formation of symbolism in Bely's work, neo-Kantian motives are clearly revealed in the formulation of the problem of the difference between subjective perception and the essence of the object of perception in itself, that is, distinguishing between the symbol and the signified. By comparing Bely's views with the concept of sophiology and anthroposophy, distinct Kantian positions of the philosopher-poet stand out. These include the schematism of space and time, an attempt to apply the categories of natural science to the field of philosophy of art, as well as the demarcation of the immanent and the transcendent. Despite the fact that the ideas of the philosopher-poet in their form have similar positions with the anthroposophy of R. Steiner and with the ideas of V. Solovyov, however, the key content is the neo-Kantian methodology of "critical deepening" of thought and its rationalization. The actualization of Bely's creativity and the issue of his neo-Kantian motives is carried out by attracting research from related branches of knowledge on the principles of interdisciplinary consideration and implementation of an integrated approach.

Авторы
Издательство
Государственный академический университет гуманитарных наук, Катречко Сергей Леонидович
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Статус
Опубликовано
Том
2
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
transcendental aesthetics; symbolism; russian symbolism; problems of creativity; aesthetics; Andrey Bely; трансцендентальная эстетика; символизм; русский символизм; проблемы творчества; эстетика; Андрей Белый
Дата создания
19.07.2022
Дата изменения
19.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/91447/
Поделиться

Другие записи

Белов В.Н.
Трансцендентальный журнал. Государственный академический университет гуманитарных наук, Катречко Сергей Леонидович. Том 2. 2021.