Массовые открытые онлайн-курсы как объекты интеллектуальных прав

В настоящей статье рассматривается характеристика массовых открытых онлайн курсов, получающих широкое распространение в сфере дистанционного образования, в качестве сложных объектов интеллектуальных прав. Автор рассматривает особенности создания и распределения интеллектуальных прав авторов на массовый открытый онлайн-курс как на единый объект, а также на результаты интеллектуальной деятельности, специально созданных для использования в составе массового открытого онлайн-курса. Анализируя особенности создания массового открытого онлайн-курса, автор приходит к выводам, что указанный объект является результатом коллективного творчества и относится к мультимедийному продукту, что распределение интеллектуальных прав осуществляется с учётом положений статьи 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации, что субъектами интеллектуальных прав являются авторы-преподаватели, создающие результаты интеллектуальной деятельности для включения в массовый открытый онлайн-курс, а также лицо, организовавшее создание сложного объекта. Автор также рассматривает особенности распределения прав на массовый открытый онлайн-курс с позиции служебного результата интеллектуальной деятельности в образовательных организациях, а также специфику авторского вознаграждения при коммерциализации МООК.

This article analyses the characteristics of massive open online courses, which are widespread in the field of distance education, as composite object of intellectual property rights (IPR). The author examines the features of the arising and affiliation of IPR to authors to a massive open online course (MOOC) as a single object, as well as to the results of intellectual activity specially created for use as part of MOOC. Analyzing the features of creating a MOOC, the author makes conclusions that a MOOC is the result of collective creativity and belongs to a multimedia product, that the affiliation of IPR of a MOOC are established by the provisions of Article 1240 of the Civil Code of the Russian Federation, that the right holders of MOOC are authors-professors who create their works for inclusion in a MOOC, as well as the person (entity) who organized the creation of a complex object. The author also examines the peculiarities of the affiliation of IPR of a MOOC as work for hire in educational organizations and the specifics of remuneration for the work for hire in the commercialization of MOOCs.

Авторы
Номер выпуска
21
Язык
Русский
Страницы
278-291
Статус
Опубликовано
Том
16
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
educational organization; distance education; massive Open Online Courses; intellectual property rights; composite object; multimedia product; work for hire; exclusive right; remuneration for the work for hire; образовательная организация; дистанционное образование; массовые открытые онлайн-курсы; интеллектуальные права; сложный объект; мультимедийный продукт; служебное произведение; исключительное право; авторское вознаграждение
Дата создания
19.07.2022
Дата изменения
19.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/91276/
Поделиться

Другие записи