Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов: функции в социальной коммуникации

В статье рассматриваются основные подходы, существующие в гуманитарных науках, к пониманию гендерных стереотипов как к разновидности социальных стереотипов. Авторами выявлен наиболее адекватный подход к стереотипам как к феноменам, способствующим восприятию и интерпретации пространства социальной коммуникации, проводит анализ их функций и способов передачи в процессе коммуникации. Авторы подробно останавливаются на содержании понятия «стереотип» и существующих в современной науке подходах к пониманию данного феномена, а потом переходят к выявлению специфики и закономерностей функционирования гендерных стереотипов. В исследовании сопоставляются четыре основных подхода к определению социального стереотипа, на основании чего авторы приходят к заключению, что при рассмотрении функций гендерных стереотипов в социальной коммуникации наиболее удобен подход к стереотипу как к образу/представлению. Произведен детальный анализ гендерных стереотипов, выделены функции гендерных стереотипов в социальной коммуникации. Установлено, что гендерные стереотипы в пространстве коммуникационных символов могут играть положительно-конструктивную роль в сохранении традиционных черт и особенностей культуры данного социума, а могут при определенных условиях приводить к негативным последствиям, усугублять неравенство по половому признаку. В заключении представлен вывод, что в каждом обществе и культуре существуют свои общепринятые нормы и формы передачи представлений о мужественности и женственности, причем такая категоризация отличается стабильностью. Благодаря репрезентации гендера СМИ осуществляют кумулятивную передачу системы ценностей, определяющей как гендерную идентичность индивида, так и стереотипные представления о мужчинах и женщинах как социальных группах и их взаимоотношениях.

The article deals with the main approaches to understanding gender stereotypes as a variety of social stereotypes in social sciences and humanities. The author reveals the most relevant approach to stereotypes as phenomena that contribute to perception and interpretation of social communication space, analyzes their functions and methods of their transmission in the process of communication. The author dwells on in detail on the content of the very concept of "stereotype" and the approaches to understanding this phenomenon in modern science, and then proceeds to identify the specifics and patterns of gender stereotypes functioning. The author compares four main approaches to the definition of social stereotype and concludes that, when we consider functions of gender stereotypes in social communication, the most convenient approach to “stereotype” is its understanding as an image/representation. Further, the author proceeds to a more detailed analysis of gender stereotypes and highlights functions of gender stereotypes in social communication. The author shows that gender stereotypes in the space of communication symbols can play a positive and constructive role in preserving traditional features and characteristics of the culture of a given society, and can, under certain conditions, lead to negative consequences and increase gender inequality. In the conclusion, the author points out that each society and culture have their own generally accepted norms and forms of perpetuation of ideas about masculinity and femininity and this categorization is stable. Thanks to the representation of gender, the media convey the value system that determines both the gender identity of an individual and stereotypical ideas about men and women as social groups and their relationships.

Авторы
Максимова О.Б. 1 , Масликов А.А.2
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательство Мир науки
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Статус
Опубликовано
Том
12
Год
2021
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • 2 ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна»
Ключевые слова
social stereotypes; social communication; gender stereotypes; gender relations; theory of social identity; gender representation; social functions of stereotypes; gender differentiation of society; sexual symbolism; социальные стереотипы; социальная коммуникация; гендерные стереотипы; гендерные отношения; теория социальной идентичности; гендерная репрезентация; социальные функции стереотипов; гендерная дифференциация общества; половой символизм
Дата создания
19.07.2022
Дата изменения
19.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/91020/
Поделиться

Другие записи

Кибитов А.А., Касьянов Е.Д., Николишин А.Е., Рукавишников Г.В., Лежейко Т.В., Гареева А.Э., Казанцева А.В., Савицкая К.С., Сараев И.Д., Болгов М.И., Шишковская Т.И., Попович У.О., Олейчик И.В., Старостина Е.А., Богданова И.О., Малышко Л.В., Соловьева Н.В., Солдаткин В.А., Берёзкин А.С., Каледа В.Г., Голимбет В.Е., Шмуклер А.Б., Незнанов Н.Г., Кибитов А.О., Мазо Г.Э.
Социальная и клиническая психиатрия. Том 31. 2021. С. 5-14