Проблема демаркации мифологических сообщений в коммуникативном пространстве современной культуры: междисциплинарный подход

В статье анализируется миф как элемент социальных коммуникаций, воспроизводимый в архаике и в современности. Цель анализа - поиск критериев, по которым можно выделить мифологические сообщения в общем корпусе коннотативных сообщений. Эмпирическим «полем» выступает сфера масс-медиа. Автор придерживается междисциплинарных принципов исследования и представляет в статье экспозицию различных подходов к изучению мифа, некоторые идеи которых могут быть объединены в междисциплинарном синтезе. В современной культуре миф остается одним из актуальных способов конструирования смысла. И в современном, и в архаическом мифе выражает себя единый тип мышления, логика которого не сводится к «логике эмоций» или научной нормативности. В статье проводится различие между нормальными и «превращенными» формами мифа и утверждается, что проблема демаркации мифологического возникает исключительно в отношении «превращенных» форм. В остальных случаях миф, при всей его видимой вездесущности, остается побочным продуктом коммуникаций, не искажает их основного содержания и не «паразитирует» на их форме. В статье проводится аналогия между тем, как функционирует мифологическое мышление в архаике, и способами формирования мифологического содержания в сообщениях современных средств массовой информации (далее - СМИ). Автор приходит к выводу, что в мифологических сообщениях искажается исходная функциональная направленность СМИ: функция информирования в «превращенной» форме (масс-медиа + миф) подменяется функций мотивирования. Код масс-медиа «информация/не информация» искажается, ценностно-нагруженные смыслы выдаются за системы фактов, а образ реальности - за саму реальность. Задача демаркации мифологических сообщений решается путем фиксации искажения содержания исходной формы культуры и подмены ее функций. Наличие такой трансформации является необходимым, хотя и недостаточным критерием отграничения мифологических сообщений в коммуникативном пространстве современной культуры.

The article considers myth as an element of social communication reproduced in both archaic and modern times. The author seeks criteria for identifying mythological messages in the general corpus of connotative messages. The empirical ‘field’ of the search is the mass media. The author follows the interdisciplinary research principles and presents a combination of various approaches to the study of myth. In the contemporary culture, myth remains one of the most relevant ways for constructing meaning. In both modern and archaic myths, there is a single type of thinking, the logic of which is not limited to the “logic of emotions” or scientific normativity. The author distinguishes normal and ‘transformed’ myths, and argues that the demarcation of the mythological is needed exclusively for ‘transformed’ myths. In other cases, despite its obvious ubiquity, myth remains a by-product of communications, does not distort their main content and does not ‘parasitize’ on their form. The article draws an analogy between how mythological thinking functions in the archaic and the methods for forming mythological content in the contemporary mass media. The author comes to the conclusion that the initial functional orientation of the mass media is distorted in mythological messages: in the ‘transformed’ media (media + myth), the function of informing is replaced by the functions of motivation. The mass media code ‘information/not information’ is distorted, values are presented as systems of facts, and the image of reality as reality itself. The demarcation of mythological messages can be achieved by identifying the distortion of the content and functions of the original form of culture. Such a transformation is a necessary but insufficient criterion for identifying mythological messages in the communicative space of contemporary culture.

Авторы
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
711-721
Статус
Опубликовано
Том
21
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
myth; communication; mythological thinking; mythological message; functions of myth; myth-making; 'transformed' form of myth; quasi-form; mass-media; cultural form; code; interdisciplinary approach; миф; коммуникация; мифологическое мышление; мифологическое сообщение; функции мифа; мифотворчество; "превращенная" форма мифа; квази-форма; масс-медиа; культурная форма; код, междисциплинарный подход
Дата создания
19.07.2022
Дата изменения
19.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/90922/
Поделиться

Другие записи

Подвойский Д.Г.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 21. 2021. С. 670-696
Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Гаспаришвили А.Т., Радкевич К.В., Захарова С.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 21. 2021. С. 722-738