Статья представляет собой очерк, посвященный критическому анализу одного из фундаментальных вопросов социальной теории XIX-ХХ веков - отчуждения и его проявлений в обществах современного типа. Феномен и концепт отчуждения трактуется не в специальном значении (например, отчуждение труда и т.п.), а в предельно широком - как превращение продуктов индивидуальной и коллективной деятельности в самостоятельную силу, подчиняющую человека и переводящую его из положения субъекта в положение объекта общественных отношений. Используя подобную дефиницию, можно с уверенностью утверждать, что указанный процесс выступает «универсальным» свойством социальной жизни. Между тем в разных обществах, в разные исторические периоды отчуждение может представать в несходных, вариативных конкретных формах. Объяснить возникновение исторически специфических проявлений отчуждения применительно к обществам модерна можно, обратившись к классической теме их генезиса. Своеобразие их институциональной организации в значительной степени связано со своеобразием культуры и особенностями духовной жизни (в частности, с радикально проведенным в эпоху Нового времени размежеванием между человеком и природой, субъектом и объектом). Многосторонний феномен научно-технической рациональности как продукт постренессансной западноевропейской культуры выступает источником социальных реалий и практик, «чреватых отчуждением». В статье это иллюстрируется рядом примеров, в том числе логики и механизмов функционирования капиталистического денежного хозяйства. Автор обращается к наследию мировой философии и общественной мысли, проблематизировавших и концептуализировавших различными способами обозначенный круг вопросов. Предметом рецепции и обсуждения становятся воззрения представителей Франкфуртской школы, философов-экзистенциалистов и «столпов» теоретической социологии - К. Маркса и Г. Зиммеля.
The article is an essay on the critical analysis of one of the fundamental issues of social theory of the 19th - 20th centuries - alienation and its manifestations in modern societies. Alienation is interpreted not in one of its special meanings (such as alienation of labor, etc.), but in the broadest way - as the transformation of products of individual and collective activities into an independent force that subjugates a person and transfers him from the position of the subject to the position of the object of social relations. Such a definition makes alienation a ‘universal’ feature of social life. However, in different societies and in different historical periods, alienation can have variable specific forms. The historically specific manifestations of alienation in modern societies can be explained by referring to the classical theme of their genesis. The originality of their institutional organization is largely associated with the originality of their culture and spiritual life (in particular, with the radical demarcation between human and nature, subject and object in the modern era). The multifaceted phenomenon of scientific and technical rationality, the product of the post-Renaissance Western-European culture, becomes a source of social realities and practices ‘fraught with alienation’. The article illustrates it by a number of examples, including the logic and mechanisms of the capitalist money economy. The author refers to the heritage of world philosophy and social thought, which problematized and conceptualized the considered issues in various ways: the Frankfurt School, existentialist philosophers, ‘pillars’ of theoretical sociology - Karl Marx and Georg Simmel.