ЭФФЕКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ (ЛИНГВО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

Рассматриваются понятия «эффективность» и «эффективность образования», приведенные в российских словарях по экономике, педагогике и смежным областям. В соответствии с полученными данными, понятие «эффективность образования» базируется не на терминологическом (экономическом), а на общелитературном значении существительного «эффективность»: выявлено, что имеется в виду качество, действенность, результативность образования, а не соотношение полученных результатов (усвоенных детьми знаний, сформированных у них навыков) с разного рода затратами (трудовыми, финансовыми, временны́ ми и прочими). В то же время подчеркивается, что практически все дефиниции термина «эффективность образования» напоминают определения экономического понятия «эффективность» с точки зрения структуры: рассмотрение результатов происходит не обособленно, а с учетом дополнительного фактора, которым в большинстве изученных дефиниций являются цели образования. Проводятся обзор и предварительный анализ ресурно-иерархической модели школьного инклюзивного образования (автор И.С. Самохин). Новизна исследования состоит в изложении позиции, согласно которой все ресурсы обучающихся разделены на две категории: неприкосновенные (эмоциональное благополучие, здоровье, гармоничные отношения с окружающими) и те, что могут расходоваться в любом объеме (время, силы, свобода), если при этом не наносится ущерб ресурсам предыдущей категории.

Издательство
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Язык
Русский
Страницы
68-79
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
эффективность; эффективность образования; инклюзивное образование; ресурсы; результат; затраты
Цитировать
Поделиться

Другие записи