СОВЛАДАНИЕ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ СО СТРЕССОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются проблемные вопросы психологии совладания субъекта со стрессовыми ситуациями в профессиональной сфере жизнедеятельности. Предмет исследования - совладание педагогов-психологов со стрессом в профессиональной деятельности. Цель исследования - определить влияние стратегий совладающего поведения на развитие профессионального стресса у педагогов-психологов. Методы исследования: тестирование, методы описательной статистики, множественный регрессионный анализ, U-критерий Манна - Уитни. Приведены результаты эмпирического исследования профессионального стресса и копинга у педагогов-психологов, работающих в системе общего среднего образования Российской Федерации и Республики Беларусь. Раскрыты уровни выраженности стресса и специфические особенности копинга со стрессорами в деятельности у педагогов-психологов с разной длительностью стажа профессиональной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости обучения педагогов-психологов навыкам саморегуляции эмоциональных состояний для повышения стрессоустойчивости и могут использоваться при разработке программ профилактики эмоционального выгорания и стрессовых состояний у представителей социономических профессий.

The article treats some problematic issues of coping with stressful situations in career-related situations. The object of the research is educational psychologists’ coping skills that help them cope with stress in their professional activities. The aim of the research is to identify the influence of coping strategies on the development of occupational stress in educational psychologists. The methods of the research are the following: test, descriptive statistics, multiple regression analysis, the Mann-Whitney U test. The article provides the results of an empirical research of occupational stress and coping strategies in educational psychologists working in the system of compulsory secondary education in the Russian Federation and the Republic of Belarus. The article reveals the levels of stress manifestation and specific coping strategies in educational psychologists with different professional records. The results of the research show that it is essential that educational psychologists should be taught to self-regulate their emotional conditions and cope with stressful situations in an effective way. The results of the research can be used to develop a training course aimed at preventing emotional burnout and stress in representatives of socionomic professions.

Авторы
Казаренков В.И. 1 , Карнелович М.М.2 , Казаренкова Т.Б. 3
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
81-90
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • 2 Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
  • 3 Международный научный центр «Социум 2035»
Ключевые слова
professional stress; educational psychologist; coping behavior; coping strategies; emotional self-regulation; personal development; профессиональный стресс; педагог-психолог; совладающее поведение; стратегии копинга; саморегуляция эмоциональных состояний; личностный рост
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/89361/
Поделиться

Другие записи

Казиева И.И., Орлова С.Н.
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. Общество с ограниченной ответственностью Научные технологии. 2020. С. 42-46