"ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО" АННИ ЭРНО И ЖАНА РУО

В статье рассматриваются особенности памятного дискурса в произведениях «Место в жизни» А. Эрно и «Знаменитые люди» Ж. Руо. В ней раскрывается гибридный характер автобиографизма писателей. Их форма «письма о себе» не вписывается ни в рамки традиционной автобиографии, ни «автовымысла» (autofiction), который получил особое распространение во французской литературе рубежа ХХ-ХХI веков. «Плоское письмо» А. Эрно лежит на перекрестке литературы, истории и социологии. Ж. Руо не отказывается от жанра романа, но использует вымысел лишь как инструмент поиска правды о себе и других. А. Эрно и Ж. Руо называют писателями-этнографами. Поиск самоидентичности неразрывно связан с необходимостью осознания семейного и коллективного прошлого. Они фиксирую материальные следы уходящей эпохи, пытаются постигнуть смысл социальных, культурных, экономических преобразований, затронувшие французскую провинцию первой половины ХХ века. В их «окольных» автобиографиях «возвращение к себе» происходит через воссоздание портрета отца, который оказывается географически, социально и исторически детерминированным. В работе анализируются общие для обоих произведений характеристики, позволяющие отнести их к «этнографическому письму»: идея «места» в заглавии произведений, преобладание местоимения «мы», деперсонализация топонимических обозначений, способы создания полифонического дискурса.

This article examines the main features of autobiographical narrative in A. Ernaux and J. Rouaud's works, particularly in La Place and Les Hommes illustres. It highlights the hybridity of their works, which neither quite corresponds to the standards of traditional autobiography, nor to those of autofiction in vogue in French literature at the turn of the centuries. ' "L'écriture plate" (flat writing) by Annie Ernaux is at the crossroads of literature, history and sociology. Without giving up the genre of the novel, J. Rouaud uses fiction as a tool for seeking his own and other people's truth. A. Ernaux and J. Rouaud are considered to be ethnographic writers. Subjectivity is linked to an awareness of the family and collective past. Both authors collect objective traces of the passing era, seeking to grasp the meaning of the social, cultural and economic transformations which affected the French province in the first half of the 20th century. In their indirect autobiographies, returning to oneself involves the reappropriation of the father's life, which is sociologically, geographically and historically determined. We analyze the stylistic characteristics shared by those writers and likely to allow us to label their works as ethnographic writing: the concept of "place" in the titles of the two books, the prevalence of the personal pronoun "we", the depersonalisation of toponyms, various means of creating the polyphonic narrative.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Научные технологии
Номер выпуска
12
Язык
Русский
Страницы
154-161
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
autobiographical writing; memory; autofiction; history; subjectivity; ethnographic writing; French province; автобиографическое письмо; память; Автовымысел; история; субъективность; этнографическое письмо; французская провинция
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/88810/
Поделиться

Другие записи

Медведев В.Э., Тер-Исраелян А.Ю., Фролова В.И., Гушанская Е.В., Бурно А.М., Некрасова С.В., Салынцев И.В., Зуйкова Н.Л.
Психиатрия и психофармакотерапия. Общество с ограниченной ответственностью Медицинское маркетинговое агентство МедиаМедика. Том 22. 2020. С. 23-27