В статье рассматриваются особенности репрезентации личности автора через языковые средства текста художественного произведения. Приводится определение понятия «авторская модальность», под которой понимается выраженное в тексте авторское видение, его отношение к изображаемому, ценностные ориентиры, реализующиеся посредством выбора определенных языковых средств. Предмет исследования составили языковые особенности текста художественного произведения, которые позволили представить у читателей образ автора, исследовать особенности представления и реализации его языковой личности. Цель статьи - выделить и проанализировать языковые средства, отражающие особенности языковой личности автора, раскрывающие индивидуальность и самобытность творческого стиля Н. Абгарян. Материалом исследования послужили романы современной российской писательницы Наринэ Абгарян «Манюня», «Манюня пишет фантастичЫскый рассказ» и «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения», которые носят частично автобиографичный характер. Для их анализа применялся методический инструментарий теории языковой личности, предложенной Ю.Н. Карауловым, литературоведческие исследования В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Л.Н. Чурилиной и др., посвященные автору, изучению языковой личности персонажа произведения. Научная новизна работы состоит в выявлении специфических признаков проявления авторской модальности на материале произведений современного российского писателя, что в дальнейшем позволяет в полной мере раскрыть образ современного автора. Проведенное исследование позволило выделить и охарактеризовать специфические признаки языковой реализации авторской модальности: приоритетные для авторской картины мира концепты (“семья”, “время”, “память”); индивидуальность творческого восприятия и манеры автора (ирония, самоирония, ностальгия, запахо- и вкусоописание); авторские переходы (авторские ремарки, авторское обращение); визуальное оформление текста. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов по изучению текстов художественных произведений, а также на занятиях по лингвокультурологии, лингвоперсонологии и при преподавании русского языка в иностранной аудитории.
The article examines the peculiarities of representation of personality of the author via linguistic means of literary text. Definition is given to the concept of “author's modality”, which implies the author’s vision, attitude, and value orientations expressed through selection of particular language means. The subject of this research is the linguistic peculiarities of literary text, which allowed the audience to portray the image of the author, and analyze the specifics of representation her linguistic personality. The goal of this research consists in determination of language means that reflects the peculiarities of the author’s linguistic personality, as well as reveal individuality and distinctness of literary style of N. Abgaryan. The research material is comprised of the partially biographical novels of the contemporary Russian writer Narine Abgaryan “Manyunya”, “Manyunya Writes a Fantastic Novel”, and "Manyunya, Ba Jubilee, and other Tribulation”. The analysis is based on the methodological toolset of the theory of linguistic personality proposed by Y. N. Karaulov, literary studies of V. V. Vinogradov, M. M. Bakhtin, L. N. Churilina, etc., dedicated to the author, analysis of linguistic personality of the character of literary work. The scientific novelty of consists in identification of specific manifestations of author's modality on the example of works of the contemporary Russian writer, which allows fully revealing the image of a modern author. The conducted research highlights and characterize specific features of linguistic implementation of author's modality: priority concepts in the author's worldview (“family”, “time”, “memory”); individuality of creative perception and manners of the author (irony, self-irony, nostalgia, description of tastes and smells); authorial transitions (remarks, references); visual arrangement of the text. The acquired results can be used in the lectures on studying literary texts, classes on linguoculturology, linguopersonology, as well as teaching Russian to foreign audience.