Динамика функционального состояния организма студенток в процессе физического воспитания

Актуальность. Результаты исследований свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, снижении иммунитета. Важным фактором формирования здоровья является физическая активность, поэтому в проблеме здоровья учащейся молодежи центральное место занимает вопрос о физическом воспитании. Для правильной организации физического воспитания необходимо научное понимание функционирования основных систем организма, т.к. только использование физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию занимающегося, ведет к повышению адаптации его организма к быстро меняющимся условиям внешней среды, повышению функциональных возможностей. Цель исследования. Оценить динамику функционального состояния организма студенток в процессе физического воспитания. Материал и методы. Исследование проведено с участием 178 студенток. Функциональные возможности оценивали по показателям жизненной емкости легких (ЖЕЛ), пробы Штанге, частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), кистевой динамометрии и координаторной пробы в начале и в конце учебного года. Результаты. Анализ полученных данных выявил положительную динамику большинства изученных функциональных показателей. Так, продолжительность пробы Штанге за исследуемый период возросла на 13,8% (с 51,6±1,6 до 58,7±1,7 с), что свидетельствует о значительном повышении у студенток устойчивости к гипоксимии. Судя по динамике показателей ЧСС и АД, наблюдается экономизация функции сердца. ЧСС в покое снизилась с 82,6±2,0 до 76,8±2,1 уд/мин. По результатам оценки диастолического и систолического АД, доля студенток с высоким нормальным АД уменьшилась на 21,8%. По результатам выполнения координаторной пробы, положительная динамика координации движений наблюдалась более чем у 90% девушек. У большинства обучающихся отмечалось увеличение значений ЖЕЛ и мышечной силы. Наряду с положительной, выявлена отрицательная динамика показателей ЖЕЛ у 20,8% девушек. Уменьшение показателей мышечной силы наблюдалось у 14,6% студенток. Вывод. Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют об адекватности физических нагрузок функциональному состоянию занимающихся. Выявленная отрицательная динамика отдельных показателей, вероятно, обусловлена снижением двигательной активности девушек к концу учебного года на фоне увеличения образовательных нагрузок. Случаи отрицательной динамики функциональных показателей необходимо учитывать при дифференцированном подходе к определению уровня физической нагрузки.

Издательство
Медиа Сфера
Номер выпуска
6-2
Язык
Русский
Страницы
50-50
Статус
Опубликовано
Том
97
Год
2020
Организации
  • 1 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма»
  • 2 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Канахина Л.Б., Ходорович О.С., Полушкин П.В., Измаилов Т.Р., Оаркисян К.Д., Калинина-Масри А.А., Мельник С.Ю.
Актуальные вопросы фундаментальной и клинической медицины. Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2020. С. 236-239