Актуальность исследования обусловлена низким уровнем коммуникативно-речевой активности билингвов - будущих учителей и неразработанностью интересующей нас проблемы в лингвометодике. В связи с этим, данная статья характеризует и обосновывает методику обучения, повышающую коммуникативно-речевую активность студентов - билингвов в процессе их подготовки в высшей школе. Ведущими методами изучения данной проблемы является анализ научной литературы, обобщение практического опыта ряда исследователей и своего собственного, включенное наблюдение, позволяющие комплексно рассмотреть интересующие нас вопросы, педагогический эксперимент, позволяющий проверить на эмпирическом уровне разработанные элементы авторской методики. В статье раскрыто понятие «коммуникативно-речевая активность», выявлены особенности ее проявления, определены факторы, влияющие на формирование коммуникативно-речевой активности, описаны ее виды и уровни. Кроме того, в статье рассмотрены проблемы билингвизма и охарактеризованы критерии определения коммуникативно-речевой активности билингвов. Материалы статьи представляют практическую ценность для будущих педагогов - билингвов, которые смогут повысить собственную коммуникативно-речевую активность; дадут возможность преподавателю вуза более эффективно организовать работу по формированию и совершенствованию коммуникативных умений и могут быть учтены при разработке пособий, инновационных программ интенсивного обучения, школьных и вузовских стандартов образования. Ключевые слова: коммуникативно-речевая активность, билингвы, коммуникативные умения, критерии коммуникативно-речевой активности, коллективное взаимодействие.
The relevance of the study is conditioned by the low level of communicative activity of bilingual future teachers and insufficient solutions to this problem in linguistic methodology. This article characterizes and justifies the teaching methodology which accelerates communicative and speech activity of bilingual students in the process of their training in higher school. The leading method of studying this problem is the analysis of scientific literature, generalization of practical experience of a number of researchers inclusive of our own which lets us consider this problem, pedagogical experiment empirically checking the elements of the the authors’ methodology. The article reveals the concept of "communicative speech activity" and its manifestation, determines the factors influencing the formation of communicative speech activity describing its types and levels. In addition, the paper considers the problems of bilingualism and characterises the criteria for determining bilinguals’ communicative speech activity. The findings of the article are of practical value for future bilingual teachers, who will be able to increase their own communicative speech activity, organize more effectively the work concerning the formation and improvement of communication skills and develop manuals, innovative intensive training programs, school and University education standards.