Исследование теоретических вопросов внедрения социальной коммерции: правовой взгляд на риски потребителя

В статье проводится исследование теоретических вопросов внедрения социальной коммерции сквозь призму правовой оценки рисков вовлеченных в нее потребителей, где социальная коммерция понимается, как как электронные продажи (e-commerce) с помощью социальных сетей для поддержки социальных взаимодействий и участия пользователей по принципу «из уст в уста». В числе таких рисков автор указывает проблему с получением полной и достоверной объективной (нейтральной) информации из различных источников (блогеры, инфлюенсеры и пр.), вызывающую озабоченность, аналогичную той, что возникает в связи с функционированием и применением смарт-контрактов в блокчейн, и опасность заключения договоров, которые традиционно квалифицировались многими правопорядками как «договоры, заключенные на ходу» (impulse buying) в свете того, что социальная коммерция позиционируется как нацеленная на мгновенное удовлетворение (instant gratification) возникших в ходе пользования социальной сетью потребностей, желаний, интересов пользователя. Рассматриваются правовые и иные способы преодоления этих рисков (напр., возможности новой экономики, основанной на подписках (subscription economy)) и др. Научная новизна обусловлена самой ставящейся целью и кругом рассматриваемых вопросов. Выводы, к которым в итоге исследования пришла автор состоят, в частности, в том, что установлено, что если требования к рекламе, размещенной онлайн, касаются ее полноты, достоверности и объективности, формулируют меры ответственности рекламодателей, то правила ведения торговли онлайн включают, одновременно с подобными положениями, запреты нечестных практик и рекламы, вводящей в заблуждение, а также критерии их квалификации и др.

The article examines the theoretical issues of implementing of social commerce through the prism of legal risk assessment of consumers involved, where social commerce is understood as electronic sales (e-commerce) using social networks to support social interactions and user participation on the principle of “words spread from mouth to mouth”. Among these risks the author points out the problem of obtaining complete and reliable objective (neutral) information from various sources (bloggers, influencers, etc.), which causes concerns similar to those that arise in connection with the functioning and application of smart contracts in the blockchain, and the danger of concluding contracts that have traditionally been qualified by many legal systems as “contracts concluded on the go” (impulse buying) in the light of the idea that social commerce is positioned as being aimed at instant gratification of the user's needs, desires, and interests that have arisen during the use of the social network. Legal and other ways to overcome these risks are considered (for example, the possibilities of a new subscription economy, etc. Scientific novelty is determined by the goal of the article itself and the range of issues under consideration. The conclusions reached by the author are, in particular, that it is established that if the requirements for advertising placed online relate to its completeness, reliability and objectivity, fix measures of responsibility for advertisers, then the rules for conducting online trading and commerce include simultaneously with such provisions prohibitions of unfair practices and misleading advertising, as well as criteria for their qualification, etc.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом Юр-ВАК
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
38-48
Статус
Опубликовано
Том
13
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
social commerce; social network users; consumer risks; objective information; reliable information; bloggers and influencers; contracts concluded on the go; instant satisfaction; electronic contracts; subscription-based economy; социальная коммерция; пользователи соцсети; риски для потребителей; объективная информация; достоверная информация; блогеры и инфлюенсеры; договоры; заключаемые "на ходу"; мгновенное удовлетворение; электронные договоры; экономика; основанная на подписках
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/87624/
Поделиться

Другие записи

Дядченко М.В.
Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого. Издательство Параллель. 2020. С. 128-136
Бороздина М.С.
Пробелы в российском законодательстве. Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом Юр-ВАК. Том 13. 2020. С. 62-67