Трансформация пространственно-временных и ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессе обучения в вузе

В исследовании осуществлена верификация структурно-содержательной модели хронотопических характеристик образа мира студентов вуза, включающей субъективные пространственно-временные и ценностно-смысловые компоненты. На основании результатов эмпирического исследования, в котором приняло участие 450 студентов очной формы обучения из 10 городов Российской Федерации, дано феноменологическое описание образа мира студентов вузов, раскрыты особенности трансформации его пространственно-временных и ценностно-смысловых составляющих в процессе обучения. Показано, что студенты вузов обнаруживают в целом невысокий уровень развития и недостаточно прогрессивную динамику субъективных хронотопических характеристик образа мира, особенно проявляющуюся на этапе обучения в магистратуре: отсутствие поступательной динамики при формировании профессиональной, гражданской и мировоззренческой идентичности; отсутствие смысловой связанности между прошлым, настоящим и будущим; низкий общий уровень осмысленности жизни и ее отдельных временных локусов; нарастание проявлений ценностной дезориентации, увеличение значимости низших материалистических ценностей. На основании полученных результатов сделан вывод о необходимости разработки и внедрения системы психолого-педагогической поддержки эффективного становления целостной системы хронотопических характеристик образа мира обучающихся. В данном контексте определены приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения становления хронотопических характеристик образа мира студентов вуза: целенаправленное обеспечение условий эффективного становления идентичности, временной перспективы и системы ценностно-смысловых ориентаций личности обучающихся.

The study features the image of the world of the university students and verifies its structural and content model of chronotopic characteristics. It includes subjective space-temporal and value-semantic components. An empirical study resulted in a phenomenological description of the image of the world that students develop at university. The paper focuses on the transformation of these spatial-temporal and value-semantic components in the learning process. The study involved 450 students from 10 cities of the Russian Federation. They showed a low level of development and insufficient dynamics of subjective chronotopic characteristics of the world image. This result was especially prominent in students working for their Master's degree. Neither did they reveal any progress in professional, civil, and ideological identity, nor any semantic connection between the past, present, and future. The participants demonstrated a low level of meaningfulness of life and individual time locus. The value disorientation manifestations were high, while the significance of the bottom materialistic values was low. The authors believe that students need a better system of psychological and pedagogical support to develop an integral chronotopic system of the image of the world. The article introduces some priority directions of psychological and pedagogical support that could help students to develop identity, time perspective, and the system of value and semantic orientations.

Авторы
Балабащук Р.О.1 , Яницкий М.С.1 , Серый А.В.1 , Браун О.А.1 , Маслова О.В. 2 , Микляева А.В.3 , Терещенко В.В.4 , Филенко И.А.5 , Санжаева Р.Д.6 , Дагбаева С.Б.7 , Неяскина Ю.Ю.8 , Кадыров Р.В.9
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
714-726
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2020
Организации
  • 1 Кемеровский государственный университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • 4 Смоленский государственный университет
  • 5 Национальный исследовательский Томский государственный университет
  • 6 Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова
  • 7 Забайкальский государственный университет
  • 8 Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга
  • 9 Тихоокеанский государственный медицинский университет
Ключевые слова
life world; chronotope; time; space; value-semantic sphere; students; жизненный мир; хронотоп; время; пространство; ценностно-смысловая сфера; студенты
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/86919/
Поделиться

Другие записи