Архетипы традиционной культуры в XXI веке

Предмет исследования - архетипы традиционной культуры, сложившиеся в эпоху кочевой цивилизации в Казахстане и упраздненные в советский период времени как пережитки родового строя, противоречившие и не нашедшие места в новой складывающейся правовой системе социалистического государства. Цель - выявить причины, мотивы возрождения архетипов традиционной культуры, латентности совершаемых правонарушений, связанных с применением упраздненных в начале XX в. и запрещенных в XXI в. традиций, основанных на нормах казахского обычного права и шариате. Актуальность темы обусловлена увеличением роста многоженства и совершения правонарушений, связанных с похищением женщин с целью их принуждения к браку. Рассмотрена трансформация правового положения женщин в Казахстане с XX по начало XXI в. Особое место в исследовании отведено советским преобразованиям и основаниям упразднения традиционных семейно-брачных институтов в Казахстане в связи с коренным изменением общественных отношений, вызванных сменой государственной власти и повлиявших на государственное развитие кочевой окраины Российского государства. Проанализированы данные уголовной правовой статистики по совершенным правонарушениям против прав и свобод женщин, проведен сравнительный анализ хроники похищений потерпевших и фактов многоженства в соседних постсоветских государствах. Методология работы основывается на правовых компаративистских исследованиях, в рамках которых осуществлялись диахронизация и синхронизация правовых явлений и процессов в Казахстане в установленных хронологических рамках. Диахронный метод позволил сравнить традиции похищения невест, особенности многоженства в Казахстане, существовавшие в разные исторические периоды. Юридико-догматический метод был направлен на толкование и правильное использование нормативных правовых актов и содержащихся в них норм и применялся для анализа обычаев, норм ислама, дореволюционного имперского права, советского и постсоветского законодательства.

The article deals with the archetypes of traditional nomadic culture in Kazakhstan that were abolished in the Soviet period as remnants of the tribal system. However, polygamy and abduction of women in order to force them into marriage occur quite often nowadays. The author examined the transformation of the legal status of women in Kazakhstan in the XX - early XXI centuries. The research focused on the Soviet transformations of traditional family and marriage institutions in Kazakhstan, which were caused by the radical change in social relations, state power, and nomadic lifestyle. The author analyzed criminal statistics on offenses against the rights and freedoms of women and compared the current situation with abductions of women and polygamy in neighboring post-Soviet states. The research objective was to find out the motives behind the revival of the archetypes of traditional culture, as well as the latency of committed offenses related to the use of Kazakh customary law and Sharia. The methodology was based on legal comparative studies, i.e., diachronization and synchronization of legal phenomena and processes. The diachronic method made it possible to compare the traditions of bride kidnapping and polygamy in Kazakhstan in different historical periods. The legal-dogmatic method was used to analyze the customs, norms of Islam, pre-revolutionary imperial law, Soviet and post-Soviet legislation, etc.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
134-141
Статус
Опубликовано
Том
6
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
traditions; local customs; legal culture; women's rights; abduction of women; bride kidnapping; polygamy; Nomadic community; традиции; местные обычаи; правовая культура; права женщин; похищение женщины; умыкание невесты; многоженство; Кочевая община
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Кобелькова И.В., Коростелева М.М., Кобелькова М.С.
Пищевые инновации и биотехнологии. Кемеровский государственный университет. 2022. С. 224-225