Национальная история в учебной литературе современных государств Центральной Азии: цели и методы изложения материала

В статье исследуется историческая учебная литература, изданная в постсоветских государствах Центральной Азии. Выявляются цели и методы интерпретаций исторических явлений, освещаются особенности изложения материала в учебниках и пособиях различных государств региона. Рассматривается политическая направленность изданной литературы, содержание которой нацелено прежде всего на интеграцию местного населения вокруг идеи независимости и государственного суверенитета. В ряде учебников государств постсоветского пространства прослеживается цель сплочения общества и правящих кругов, достижение которой происходит за счет разоблачения «внешнего врага», односторонних негативных оценок последствий вхождения ныне суверенных государств в состав Российской империи, а затем Советского Союза. Изучение отражения национальной истории в учебной литературе дает возможность раскрыть стремление властных элит к достижению не столько научных и образовательных, сколько политических целей. Однако тенденциозный подбор материала, искажение фактов, деформируя само историческое знание, негативно отражается на политической атмосфере и настроениях общества, ведет к нагнетанию межнациональной вражды, разделениюнародов и распространению изолирующей национальной гордыни. Выявление и осмысление скрытых в учебных материалах властных интенций, а также методов презентации прошлого создают условия для преодоления тенденциозных трактовок исторических событий и объективного освещения истории. В отличие от российской историографии авторы национальных историй республик Центральной Азии практически не используют дихотомию «Восток - Запад» для определения цивилизационной принадлежности своих общностей. При этом отвергается сама идея превосходства Запада, а российская историография обвиняется в европоцентризме, в противовес которому утверждается восточный взгляд на историческое развитие.

This article examines the historical educational literature published in the post-Soviet states of Central Asia. The author identifies the goals and methods of interpreting historical phenomena and highlights the features of presenting material in textbooks and manuals of the various states of the region. This analysis considers the political orientation of the published literature, the content of which is aimed, above all, at the integration of the local population around the idea of independence and state sovereignty. In a number of textbooks of the post-Soviet states, the goal of uniting society and the ruling circles is outlined, the achievement of which is due to the exposure of the “external enemy”, one-sided negative assessments of the consequences of the now sovereign states’ entry into the Russian Empire, and later the Soviet Union. The study of the reflection of national history in educational literature makes it possible to reveal the aspirations of power elites to achieve political goals rather than scholarly and educational ones. However, the biased selection of material and distortion of facts, while deforming historical knowledge, negatively affect the political atmosphere and sentiment of society, lead to the stirring up of interethnic enmity, separation of peoples and spread of isolating national pride. The identification and comprehension of the power intentions hidden in educational materials, as well as the methods of presenting the past, create conditions for overcoming the biased interpretations of historical events and objective historic coverage.

Издательство
Saint Petersburg State University
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
210-226
Статус
Опубликовано
Том
12
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
post-Soviet space; central Asia; russian empire; ussr; national history; textbook; постсоветское пространство; центральная Азия; российская империя; ссср; национальная история; учебник
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/86420/
Поделиться

Другие записи

ЛОБАНОВ А.И., КОПЬЕВА М.С., ФИЛАТОВА С.А., ТРИКШЕВ А.И., САДОВНИКОВА Я.Э., КАМЫНИН В.А.
XI МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ФОТОНИКЕ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ОПТИКЕ. Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ". 2022. С. 417-418
Таштанбекова Ч.Б., Евстратов А.А., Александрова Э.Г., Чуенкова Е.А., Зиганшина Л.Е.
Казанский медицинский журнал. Том 103. 2022. С. 390-401