БЕРЕЖЛИВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ - ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Введение. Решением большинства существующих сегодня в отрасли проблем, особенно при организации медицинской помощи населению в первичном звене здравоохранения, может послужить широкое применение технологий бережливого производства (БП), поэтому задача внедрения принципов БП является крайне актуальной и важной. Цель исследования: анализ основных направлений и особенностей применения методов БП в отечественном здравоохранении. Материалы и методы исследования. В процессе достижения поставленной цели были использованы следующие методы: аналитический, социологический, математической статистики, системного анализа, картирование потока создания ценности, канбан и визуализация. Результаты. В ходе исследования были всесторонне проанализированы основные принципы концепции бережливого производства, обоснована актуальность и возможность экстраполяции его принципов на различные типы медицинских организаций с учетом специфики их деятельности и принципов построения организационных структур, предложена авторская классификация типов потерь в здравоохранении. Обсуждение. Повышение доступности и качества медицинской помощи населению должно осуществляться за счет оптимизации управленческого и лечебно-диагностического процессов, при условии вовлеченности в данный процесс всех категорий персонала и устранения всех возможных потерь, т.е. операций, не приносящих ценности ни медицинской организации, ни пациентам, но которых сегодня в каждой организации насчитывается более пятидесяти. Выводы: внедрение концепции «бережливого здравоохранения» в работу медицинских организаций позволило повысить эффективность их деятельности по основным показателям, доступность, качество и удовлетворенность медицинской помощью пациентов. Использование на практике данного метода позволяет предупреждать появление большинства возможных проблем в работе МО, оперативно их решать в случае возникновения, тем самым своевременно реагируя как на запросы пациентов, так и на проблемы, возникающие в работе медицинского персонала, структурно-функциональных подразделений и организации в целом.

Introduction. The solution to most of the problems existing in the industry today, especially in the organization of medical care for the population in primary health care, can be the widespread use of lean manufacturing (LP) technologies, therefore the task of introducing the principles of BP is extremely urgent and important. Purpose of the study: analysis of the main directions and features of the use of BP methods in national health care. Materials and research methods. In the process of achieving this goal, the following methods were used: analytical, sociological, mathematical statistics, systems analysis, value stream mapping, kanban and visualization. Results. In the course of the study, the main principles of the concept of lean production were comprehensively analyzed, the relevance and the possibility of extrapolating its principles to various types of medical organizations, taking into account the specifics of their activities and the principles of building organizational structures, was proposed, the author's classification of types of losses in healthcare was proposed. Discussion. Increasing the availability and quality of medical care for the population should be carried out by optimizing management and treatment and diagnostic processes, provided that all categories of personnel are involved in this process and all possible losses are eliminated, i.e. operations that do not bring value to either the medical organization or the patients, but of which today there are more than fifty in each organization. Conclusions: the introduction of the concept of "lean health care" into the work of medical organizations made it possible to increase the efficiency of their activities in terms of key indicators, the availability, quality and satisfaction of patients' medical care. The use of this method in practice makes it possible to prevent the emergence of most possible problems in the work of medical institutions, to quickly solve them if they arise, thereby responding in a timely manner to both patient requests and problems arising in the work of medical personnel, structural and functional units and the organization as a whole.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "БелМедИнвест"
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
308-321
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • 2 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Ключевые слова
lean manufacturing; Lean health care; medical organization; primary Health Care; inpatient care; бережливое производство; бережливое здравоохранение; медицинская организация; первичная медико-санитарная помощь; стационарная помощь
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/85914/
Поделиться

Другие записи

Саламайкина С.А., Корчагин В.И., Гапонова И.И., Есьман А.С., Дунаева Е.А., Миронов К.О., Литвинова М.М., Карнаушкина М.А.
Молекулярная диагностика и биобезопасность-2022. ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора. 2022. С. 220-221