Перспективы развития российского рынка оборудования и сервисных услуг для микрогенерации в условиях санкций

Предмет. За последнее десятилетие благодаря постоянной государственной поддержке России удалось создать собственную высокотехнологичную производственную базу в области возобновляемой энергетики. Однако дальнейшее развитие данного высокотехнологического сектора в условиях резко возросшего санкционного давления на экономику России существенным образом зависит от наличия внутреннего и внешнего платежеспособного спроса на фотоэлектрические панели и ветровые турбины. Существенную долю спроса может обеспечить развитие микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии в жилом и коммерческом секторах. Цели. Комплексный анализ реальных и потенциальных барьеров развития рынка микрогенерирующего оборудования на основе возобновляемых источников энергии как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Методология. Исследование со стороны предложения проводилось посредством изучения официальных сайтов компаний России, предлагающих решения для автономного и резервного электроснабжения, с последующим интервью представителей компаний методом «тайного покупателя». Исследование со стороны спроса проводилось путем проведения телефонных интервью с профессионалами и заинтересованными сторонами, связанными с развитием рынка микрогенерации. Результаты. В результате исследования было выявлено, что основными барьерами развития рынка в настоящий момент являются высокие капитальные затраты и длительный срок окупаемости проектов по микрогенерации, а также недостаточный уровень развития услуг по проектированию и инсталляции микрогенерирующего оборудования. Выводы. Российский рынок услуг по подбору и инсталляции микрогенерирующего оборудования на основе возобновляемых источников энергии находится на начальных этапах своего развития. Предлагаемый ассортимент оборудования для микрогенерации достаточно широк и вряд ли будет сокращаться из-за введенных новых санкций западных стран, так это оборудование либо российского, либо китайского производства. Однако объема и качества представляемой компаниями информации о своей продукции и услугах оказывается недостаточно для успешного продвижения микрогенерации.

Subject. Due to the pressure of increased sanctions on Russia’s economy, the development of renewable energy depends heavily on internal and external solvent demand for photovoltaic panels and wind turbines. A significant share of demand can be provided by the development of microgeneration based on renewable energy sources in the residential and commercial sector. Objectives. The aim is to perform a comprehensive analysis of real and potential barriers to the development of the microgenerating equipment market on the basis of renewable energy sources, both on the demand side and on the supply side. Methods. We conducted the supply-side research by studying the official websites of Russian companies offering solutions for autonomous and backup power supply. Then we interviewed representatives of companies, using the "mystery shopper" method. The demand-side research was undertaken through telephone interviews with professionals and stakeholders related to the microgeneration market development. Results. We found that nowadays the main barriers to market development are high capital costs and a long payback period for microgeneration projects, as well as insufficient level of development of services for design and installation of microgenerating equipment. Conclusions. The proposed range of equipment for microgeneration is quite wide and is unlikely to be reduced due to new sanctions imposed by Western countries. The equipment is made either in Russia or in China. However, the quality of information about products and services provided by producer companies is insufficient to successfully promote microgeneration.

Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
643-664
Статус
Опубликовано
Том
21
Год
2022
Организации
  • 1 Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук
  • 2 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Ключевые слова
microgeneration; renewable sources; technical Services; consumer behavior; микрогенерация; возобновляемые источники; сервисные услуги; государственная поддержка; потребительское поведение
Цитировать
Поделиться

Другие записи