К вопросу о системе народного образования на территории Кавказского учебного округа в 1848-1917 гг. Часть 2

В статье на основе обширного статистического материала рассматривается система народного просвещения на Кавказе (территория Кавказского учебного округа). В данной части работы анализируется развитие системы народного образования в период 1900-1917 гг. В качестве источниковой базы исследования выступили ежегодные «Отчеты попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», которые издавались в период 1884-1914 гг. В них нашли отражение данные о системе народного образования, подведомственной Министерству народного просвещения. В заключении авторы отмечают, что система народного образования на территории Кавказского учебного округа в начале XX века продолжала динамично развиваться. За 14 лет, с 1900 по 1914 гг., количество учебных заведений и число учащихся возросло в 2,5 раза. Наибольшие успехи были на ниве среднего и начального образования, где количество учебных заведений возросло в 3 раза, менее динамично развивалось низшее образование. Что касается гендерного баланса среди учащихся, то женское образование в этот период сделало значительный прорыв в начальной школе, где доля девочек возросла с 25 до 33 %. В то же время в средней школе к 1914 г. между мальчиками и девочками уже наблюдался практически паритет. Все это свидетельствовало, по мнению авторов, о том, что народное образование прочно вошло в уклад жизни населения на Кавказе.

The article examines the system of public education in the Caucasus (the territory of the Caucasian Educational District) on the basis of extensive statistical material. This part analyzes the development of the system of public education in the period of 1900-1917. The source base for the study was the annual “The Reports of the trustee of the Caucasian educational district on the state of educational institutions of the Caucasian educational district”. These reports were published in the period of 1884-1914. They reflected data on the system of public education subordinate to the Ministry of Public Education. In conclusion, the authors state that the system of public education on the territory of the Caucasian educational district at the beginning of the 20th century continued to develop dynamically. For 14 years from 1900 to 1914 the number of educational institutions and the number of students increased by 2.5 times. The greatest successes were in the field of secondary and primary education, where the number of educational institutions increased by 3 times, lower education developed less dynamically. As for the gender balance among students, the female education during this period made a significant breakthrough in primary school, where the proportion of girls increased from 25 to 33%. At the same time, in secondary school by 1914, almost parity was already observed between boys and girls. All this testified, in the authors' view, that public education has firmly entered the way of life of the population in the Caucasus.

Авторы
Натолочная О.В.1, 2 , Аллалыев Р.М. 3, 4 , Дюжов А.В.4 , Петрова С.В.5
Журнал
Издательство
Sochi State University for Tourism and Recreation
Номер выпуска
17
Язык
Русский
Страницы
189-198
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Черкас глобальный университет
  • 2 Волгоградский государственный университет
  • 3 Российский университет дружбы народов
  • 4 Российский экономический университет им Г.В. Плеханова
  • 5 Сочинский государственный университет
Ключевые слова
Caucasian educational district; 1848-1917; public education system; historical and statistical research; Кавказский учебный округ; 1848-1917 гг; система народного образования; историко-статистическое исследование
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/85753/
Поделиться

Другие записи