Генезис евразийской идеи и евразийской практики в Республике Казахстан

Идея создания Евразийского союза принадлежит первому президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву. До 2011 г. данная инициатива была популярна в академической и экспертной среде Республики Казахстан (РК) и пользовалась широкой общественной поддержкой. Частично она нашла воплощение в создании таких региональных организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). С 2011 г. Астана утратила лидерство в продвижении евразийской интеграции, и хотя Казахстан является активным участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС), инициатива постепенно перешла к Российской Федерации. Статья посвящена анализу генезиса евразийской идеи и евразийской практики в РК, выделению качественных этапов в распространении идей евразийства и евразийской интеграции в этом государстве. Использованы методы сравнительного анализа, ивент-анализа, политического мониторинга и отслеживания процессов. Авторы приходят к выводу, что идейное наполнение евразийства в РК прошло определенный генезис и практически исчерпало себя на данном этапе. В настоящее время Казахстан занял позицию жесткого экономического детерминизма в реализации проекта ЕАЭС и отошел от широкого комплекса задач евразийской интеграции в том виде, в каком их первоначально сформулировал Н. Назарбаев. Во многом это обусловлено внутриполитическим развитием РК, изменением этнического состава населения, приходом нового поколения управленцев, а также началом нового этапа формирования национального государства и нациестроительства, что нашло отражение в новых концептуальных документах и национальных программах. При этом именно евразийство отвечало специфике казахстанского общества, способствовало межэтническому взаимодействию и межнациональной гармонии, точно так же как на данном этапе евразийская интеграция способствует сохранению суверенитета Казахстана и укреплению его позиции в системе мировых экономических отношений. Однако присутствует существенный понятийный и смысловой разрыв между пониманием сути евразийства и современной практикой построения устойчивого евразийского интеграционного ядра, активным участником которого мог бы стать Казахстан.

The idea of creating the Eurasian Union belongs to the First President of the Republic of Kazakhstan, Nursultan Nazarbayev. Until 2011, this initiative was popular in the academic and expert community of Kazakhstan. There has been a groundswell of support. It was partially embodied in the foundation of such regional organizations as the Eurasian Economic Community, the Shanghai Cooperation Organization, and the Collective Security Treaty Organization. Astana has lost leadership in promoting Eurasian integration since 2011. Although Kazakhstan is an active participant in the Eurasian Economic Union (EAEU), the initiative is gradually being transferred to the Russian Federation. This article is devoted to the analysis of the genesis of the Eurasian idea and Eurasian practice in Kazakhstan, highlighting the qualitative stages in the dissemination of the ideas of Eurasianism and Eurasian integration in Kazakhstan. Comparative analysis, event analysis, political monitoring and process of tracking were used in the article. The authors conclude that the ideological content of Eurasianism in Kazakhstan has undergone a certain genesis and has almost exhausted itself at this stage. Kazakhstan has now taken a stand on rigid economic determinism in the implementation of the EAEU project and has moved away from the broad set of tasks of Eurasian integration, as originally presented by N. Nazarbayev. This is largely due to the internal political development of the Republic of Kazakhstan, the changes in the ethnic composition of the population, the arrival of a new generation of managers, the beginning of a new stage in the formation of a national state and nation-building, which are reflected in new conceptual documents and national programs. At the same time, it was Eurasianism that corresponded to the specifics of Kazakhstani society and contributed to interethnic interaction and harmony, just as at this stage, Eurasian integration helps to preserve Kazakhstan’s sovereignty and strengthen its position in the system of global economic relations. However, there is a significant conceptual and semantic gap in understanding the essence of Eurasianism and the current practice of building a sustainable Eurasian integration core, an active participant of which Kazakhstan could become.

Авторы
Вахшитех Ахмад 1 , Лапенко М.В.2 , Мукашева Айша3
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
1
Страницы
60-76
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
  • 3 Международный научный комплекс Астана
Ключевые слова
eurasianism; Eurasian idea; eurasian integration; eurasian Economic Union; republic of Kazakhstan; Nursultan Nazarbayev; евразийство; евразийская идея; евразийская интеграция; евразийский экономический союз; республика Казахстан; Нурсултан Назарбаев
Дата создания
06.07.2022
Дата изменения
06.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/85644/
Поделиться

Другие записи

Шабага А.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 22. 2022. С. 43-59
Рахимов К.К., Азизова А.Б.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 22. 2022. С. 94-110