Инициативы профессионального врачебного сообщества в развитии высшего медицинского образования для женщин в России по второй половине XIX века

Становление системы женского профессионального образования в России было связано с развитием акушерства, которое традиционно являлось сферой применения труда повивальных бабок. Существенный дефицит специалистов в области акушерства среди российских врачей привел к тому, что государство сделало ставку на развитие среднего женского повивального образования. В 1754 г. лейб-медик П.З. Кондоиди, старший врач Медицинской канцелярии, инициировал принятие закона об открытии повивальных школ, первые из которых появились через 3 года в Москве и СанктПетербурге (Пушкарева, Мицюк, 2018: 181). Эти школы стали первыми в России профессиональными учебными учреждениями для женщин. Таким образом, в России акушерство явилось первой областью женского труда, которая была официально признана государством и позволяла иметь стабильный заработок (Мицюк, Белова, 2021: 275). Однако труд акушерки мог обеспечить только скромное жалованье. К 1860–1870-х гг. быстро меняющаяся социальная структура общества, обнищание дворянства привели к тому, что молодые женщины были вынуждены искать хорошо оплачиваемую работу и включиться в борьбу за право получения высшего медицинского образования (Зимин, 2004: 132). Помимо стремления женщин к обретению материального благополучия и независимости, в российском обществе существовал серьезный социальный запрос на расширение объема квалифицированной медицинской помощи, осуществляемой женщинами. Количество выпускниц повивальных школ в течение всего периода их существования было недостаточным для того, чтобы удовлетворить даже минимальную потребность родовспоможения в стране. Проблема дефицита обученных повивальных бабок и в целом недостаточности квалифицированной медицинской помощи в области акушерства особенно обострилась к середине XIX в. Акушерской помощью была обеспечена только некоторая часть населения столиц и губернских городов; жительницы же уездных городов и деревень были практически ее лишены и прибегали к помощи необразованных народных повитух, чей труд был дешевле и доступнее (Дионесов, 1965: 103; Лихачева, 1899: 541). С середины XIX в. совершенствование методов диагностики беременности, внедрение различных способов обезболивания родов и видов оперативного акушерства и гинекологии закономерно приводили к усложнению требований к квалифицированной акушерской помощи (Мицюк, Белова, 2021: 279). Кроме того, широкая распространенность сифилиса среди населения и невозможность обращения заболевших женщин, особенно мусульманок, к врачам-мужчинам из-за устоявшихся религиозных традиций обостряли потребность общества в более фундаментальной медицинской подготовке женщин (Лихачева, 1899: 479). Все эти факторы повлияли на то, что становление высшего медицинского образования для женщин в России с необходимостью приняло форму подготовки к более квалифицированной и усложненной акушерской помощи.

Initiatives of the Professional Physicians’ Community in the Development of Higher Medical Education for Women in Russia in the second half of the XIX century

The impoverishment of the nobility and the transformations of the social structure of Russian society in the 1860s–1870s led to need for young women to seek well-paid job and participate in a struggle for higher education. In addition, a significant shortage of educated midwives created a social demand for a wide range of qualified medical care provided by women. The foundation of the Women's Medical Courses (1872), and the Women's Medical Institute (1897) was the result of the united efforts of the Russian intelligentsia, first of all, the scientific and medical community of St. Petersburg. The article systematizes the facts reflecting the activities of the first female doctors N.P. Suslova, M.A. Obrucheva, V.A. Kashevarova-Rudneva, A.N. Shabanova, T.N. Tarnovskaya and others, as well as a representative of the scientific and medical community I.M. Sechenov, V.M. Tarnovsky, N.I. Kozlov, M.M. Rudnev, S.P. Botkin and others in the development of higher medical education for women in Russia. The main areas of public initiatives included fundraising, participation in scientific and state commissions, the creation of petitions and requests, the organization and conduct of studying process at courses for women. It is concluded that the successful implementation of projects in the field of higher medical education demonstrated a high level of self-organization among Russian medical community in the second half of the 19th century, which ultimately became a serious social force capable of solving urgent and complex problems of healthcare and medical education.

Авторы
Панова Е.Л. 1 , Пономарева М.А.2
Журнал
Издательство
Cherkas Global University
Язык
Русский
Страницы
248-257
Статус
Опубликовано
Подразделение
Медицинский институт, кафедра истории медицины
Номер
17(1)
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
Ключевые слова
history of medicine; medical education; Women's medical courses; Women's medical institute
Дата создания
19.06.2022
Дата изменения
19.06.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/83385/
Поделиться

Другие записи

Адико Япо Ив Оливье
2017. 206 с.