Актуальность: В статье представлены результаты маркетингового исследования ассортимента лекарственных препаратов (ЛП) и биологически активных добавок (БАД) витаминного действия, назначаемых в детской клинической больнице. Витаминные препараты назначают не только для профилактики различных заболеваний, но и в комплексной терапии. Материалы и методы: В работе были использованы следующие методы: контент-анализ, SWOT-анализ, STEP-анализ, статистический, графический, социологический. Основными информационными материалами явились: справочник Видаль, Государственные реестр лекарственных средств (ЛС), прайс-листы фармацевтических компаний. Результаты: В данной работе был проведен маркетинговый анализ ЛП и БАД витаминного действия, состоящий из сравнительного анализ ассортимента, SWOT-анализа, который выявил конкурентоспособность БАД по отношению к ЛП, имеющих такие «сильные стороны», как большой ассортимент, состав природного происхождения и «возможности», в виде, отсутствия ограничений в продвижении. Тем не менее у БАД отрицательные характеристики «слабых сторон» и «угроз» набрали больше показателей. Для STEP -анализа провели ранжирование факторов, имеющих влияние на внешнюю среду. Было установлено, что на реализацию ЛП и БАД витаминного действия оказывает наибольшее воздействие экономическая составляющая, а социальная является наименее значимой. На заключительно этапе проведена сравнительная бальная оценка, которая позволила выделить витамины - «лидеры» из исследуемого ассортимента. Заключение: Полученные результаты важны для понимания потребительского поведения и формирования информационного материала для врачей.
The article presents the results of a marketing study of an assortment of medicinal products and biologically active additives of vitamin action prescribed in a clinical children’s hospital. Vitamin preparations are prescribed not only for the prevention of various diseases, but also in complex. Materials and research methods: The following methods were used in the work: content analysis, SWOT analysis, STEP analysis, statistical, graphic, sociological. The main information materials were: the Vidal reference book, the State Register of Medicines, price lists of pharmaceutical companies. Results: This article is about a marketing analysis of drugs and biologically active additives of vitamin action was carried out, consisting of a comparative analysis of the assortment, SWOT analysis, which revealed the competitiveness of dietary supplements in relation to drugs with such "strengths" as a large range, composition of natural origin and " opportunities ", in the form of the absence of restrictions in promotion. The negative characteristics of "weaknesses" and "threats" of dietary supplements scored more indicators. For STEP-analysis, we ranked the factors that influence the external environment. It was found that the economic component has the greatest impact on the implementation of drugs and dietary supplements of vitamin action, and the social one is the least significant. At the final stage, a comparative point assessment was carried out, which made it possible to single out vitamins - “leaders" from the assortment under study. Conclusion: The obtained results are important for understanding consumer behavior and the formation of information material for the doctors.