ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ГЕРМАНА КОГЕНА И ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Для обозначения сложностей в общей характеристике философии религии основателя марбургской школы неокантианства, философа, стремящегося непротиворечивым образом соединить иудейство и кантовскую традицию трансцендентального критицизма, автор статьи обращается к представлению дискуссии вокруг этой части философской системы Германа Когена его учеников, последователей и исследователей его творчества. Начало этой дискуссии положили рассуждения о философии религии одного из самых известных учеников марбургского философа Франца Розенцвейга. Главный вывод, к которому в результате анализа дискуссии приходит автор, состоит в том, что философия религии Когена представляет из себя такую часть его философской системы, которая вносит в эту систему элемент неоднозначности, неопределенности и непоследовательности. В статье анализируется отношение Когена к западнохристианским конфессиям. Обращается внимание на то, что наиболее позитивные оценки среди этих христианских конфессий у него получает либеральный протестантизм, особенно за свою теологию толерантности и историческую критику Библии. Главные обвинения Когена в отношении христианства концентрируются вокруг тринитарной и христологической проблематики. По мнению марбургского философа, этими догматическими позициями христианство разрушает религиозный монотеизм и самостоятельность верующего человека. В статье приводится критика религиозно-философских взглядов Германа Когена со стороны одного из самых авторитетных лютеранских богословов начала ХХ в. - Вильгельма Германа, который полагал, что христианство немецкого философа ничего общего с настоящим христианством не имеет, и его оценка чрезвычайно субъективна и ошибочна. Также в статье проводится мысль об убежденности марбургского неокантианца в необходимости религиозного диалога, который предполагает различия сторон, но опирается на эти ческое единство всех вероучений. И это религиозное единство лежит вне сферы религии, оно, по мнению философа, может быть достигнуто исключительно в области культуры. Основную силу нравственной культуры Коген видит в толерантности, главным содержанием которой он считает закон и справедливость.

To indicate the difficulties in the general description of the philosophy of religion of the founder of Marburg school of neo-Kantianism, a philosopher who strives to unite Judaism and the Kantian tradition of transcendental criticism in a consistent way, the author of the article refers to the presentation of a discussion around this part of the philosophical system of Hermann Cohen of his students, followers and researchers of his work, the beginning which laid the discourse on the philosophy of religion of one of the most famous disciples of the Marburg philosopher Franz Rosenzweig. The main conclusion to which the author comes as a result of the analysis of this discussion is that the philosophy of religion of Cohen is such a part of his philosophical system that introduces into this system an element of ambiguity, uncertainty and inconsistency. The article analyses the attitude of Cohen to Western Christian confessions. Attention is drawn to the fact that liberal Protestantism receives the most positive assessments among these Christian confessions, especially for its theology of tolerance and historical criticism of the Bible. Cohen’s main accusations against Christianity focus around Trinitarian and Christological issues. According to the Marburg philosopher, these dogmatic positions destroy Christianity’s religious monotheism and the independence of the believer. The article provides criticism of the religious and philosophical views of Hermann Cohen by one of the most authoritative Lutheran theologians of the early twentieth century, Wilhelm Herrmann, who believed that the assessment of the German philosopher of Christianity had nothing to do with real Christianity, is extremely subjective and erroneous. Besides, the article proposes the idea of the belief of the Marburg neo-Kantian in the need for a religious dialogue, which presupposes differences between the parties entering into the dialogue, but based on the ethical unity of all faiths. This religious unity lies outside the sphere of religion and, according to the philosopher, can be achieved exclusively in the field of culture. Cohen sees the main force of moral culture in tolerance and regards law and justice as its main content.

Авторы
Издательство
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Номер выпуска
94
Язык
Русский
Страницы
23-36
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 РУДН
Ключевые слова
philosophy of religion; H. Cohen; F. Rosenzweig; neo-Kantianism; judaism; protestantism; dialogue of religions; философия религии; Г. Коген; Ф. Розенцвейг; неокантианство; иудаизм; протестантство; диалог религий
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/81860/
Поделиться

Другие записи

Слизовский Д.Е., Ситдиков А.М.
Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. ООО «Издательство «Наука сегодня». Том 8. 2021. С. 80-92