Невербальная коммуникация в процессе обучения русскому языку как иностранному

Владение невербальными средствами коммуникации способствует установлению межличностного контакта, создавая благоприятную атмосферу, в том числе во время уроков РКИ. Невербальные средства общения в контексте преподавания РКИ играют значимую роль в процессе коммуникации. Предметом исследования выступают особенности невербальной коммуникации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Объектом исследования является процесс обучения РКИ. В ходе выполнения работы применялись сравнительные, описательные и аналитические методы исследования. Методологической основой работы послужили труды российских авторов (Т.А. Гридина, В.Н. Куницына, В.У. Ногаева и др.). Практическая значимость работы состоит в применении результатов исследования для создания пособий по обучению РКИ, а также в возможности использования результатов исследования на занятиях по РКИ. В статье рассмотрены различные аспекты невербальной коммуникации, что позволило автору определить средства, которые могут дополнить вербализацию, тем самым способствуя повышению эффективности обучения. Новизна исследования заключается в попытке пополнения дидактических приёмов преподавания РКИ с точки зрения эффективности невербальных средств коммуникации как дидактического инструмента. Сделан вывод о том, что гибкое применение невербальных средств общения в ходе обучения РКИ может способствовать повышению мотивации обучающихся, улучшению процесса обучения и совершенствованию профессионального мастерства самого преподавателя.

The command of nonverbal communication skills contributes to the establishment of interpersonal contact, creating a favorable atmosphere, including during the classes “Russian as a Foreign Language”. In the context of teaching Russian as a foreign language, nonverbal communication plays a significant role in the communication process. The subject of theis research is the peculiarities of nonverbal communication in the process of teaching Russian as a foreign language. The object of this research is the process of teaching Russian as a foreign language. The article employs comparative, descriptive and analytical methods of research. Methodology is based on the works of the Russian authors (T. A. Gridina, V. N. Kunitsyn, V. U. Nogaev, and others). Practical importance lies in applicability of the acquired results to the development of textbooks on the topic, as well as “Russian as a Foreign Language” classes. The author examines various aspects of nonverbal communication and determines the means that may complement verbalization, thereby improving the learning efficiency. The novelty of this paper consists in the attempt to broaden didactic methods of teaching Russian as a foreign language from the perspective of effectiveness of nonverbal means of communication as a didactic instrument. The conclusion is made that flexible use of nonverbal communication in teaching Russian as a foreign language may enhance motivation of students; improve the learning process alongside professional competencies of the pedagogue.

Авторы
Журнал
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"
Номер выпуска
9
Язык
Русский
Страницы
11-18
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
the role of non-verbal communication; posture; rhythmic and intonational characteristics of speech; sight; gesticulation; facial expression; nonverbal communication; nonverbal behavior; the effectiveness of teaching RFL; the implementation of feedback; невербальная коммуникация; мимика; жестикуляция; взгляд; поза; ритмико-интонационные характеристики речи; роль невербального общения; невербальное поведение; эффективность обучения РКИ; реализация обратной связи
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/81616/
Поделиться

Другие записи