Бинарность роли высшего инклюзивного образования в формировании социально-профессиональной субъектности

Предметом исследования является процесс формирования социально-профессиональной субъектности лиц с социально-функциональными отличиями, к которым автор относит инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, заключенных и освободившихся из мест лишений свободы. Объектом - высшее инклюзивное образование, которое рассматривается под призмой модернизации системы высшего образования, являясь ее важнейшим организационно-содержательным и целеполагающим аспектом. в котором инклюзивное образование занимает не только образовательно-просветительскую роль формирования профессиональных компетенций, но и в специально организованном инклюзивном поле обеспечивает формирование и развитие их социально-профессиональной субъектности, меняя их притязания, потребности, мотивы с личностно-пассивных на общественно значимые. Основными выводами данного исследования является то, что в социально-психологической адаптации и повышении роли и статуса людей с социально-функциональными отличиями имеется в виду социально-профессиональное развитие субъектности как определенной системной организации сознания, психики человека, включающей, как минимум, следующие компоненты, присущие человеку как личности, субъекту деятельности: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный. Автор делает заключения, что для этого нужна функциональная модель, направленная на решение проблем как личностного плана, так и повышение его профессиональной роли, социального статуса. В таком подходе усматривается бинарная роль инклюзивной профессионализации.

The subject of this research is the process of formation of socio-professional subjectivity of persons with socio-functional dissimilarities, among whom are people with impairments, pensioners, military, prisoners, and released from prison. The object of this research is the higher inclusive education viewed through prism of modernization of the system of higher education, being a crucial organizational-substantive and goal-directed aspect, within which inclusive education plays not only an educational-enlightening role such as formation of professional competencies, but also in the specifically arranged inclusive field ensures formation and development of their socio-professional subjectivity, changing their assertions, needs, and motives from personal-passive to socially significant. The conclusion is made that socio-psychological adaptation and increase of the role and status of people with socio-functional dissimilarities implies socio-professional development of subjectivity as a certain system organization of consciousness, human psyche that includes cognitive, emotional-willed, and activity components inherent to a person as a subject of activity. The author underlines the need for functional model that would be aimed at solution of personal issues, as well as increase of the professional role and social status. This approach suggests binary role of inclusive professionalization.

Авторы
Мальцева Т.Е.1
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью НБ-Медиа
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
86-96
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Луганский государственный педагогический университет
Ключевые слова
victimization; social status; internality; binarity; social and professional subjectivity; subjectness; social and functional differences; inclusive education; the semantic significance of the inclusion; educational environment; инклюзивное образование; социально-функциональные отличия; субъектность; социально-профессиональная субъектность; бинарность; интернальность; социальный статус; виктимизация; смысловая значимость инклюзии; образовательная среда
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/81360/
Поделиться

Другие записи