Данный аналитический обзор позволяет обрисовать в общих чертах исторически значимый процесс консолидации мирового научного сообщества перед угрозой, которую несет для психики детей и молодежи пандемия COVID-19. Показано формирование векторных массивов данных, раскрывающих аспекты и распространенность нарушений психики детей, спровоцированных пандемией. В основной массе учащихся дополнительная нервно-психологическая нагрузка привела к повышению тревожности, депрессивным состояниям, посттравматическому стрессу, снижению обучаемости. Приведены результаты исследования психики учащихся в семьях в связи с явлением screen-time (времени, проведенного у экрана компьютера), наличием коморбидных нарушений, сужением общения, закрытием школ. Показано значение адекватного родительства для психического благополучия детей, образовательной стратегии для родителей, волонтеров, медсестер. Продемонстрировано направление телепсихиатрии как инструмента дистанционной помощи. Приведены пилотные разработки концепции нарушений психики учащихся на фоне пандемии. Затронут также вопрос об отсроченности кумулятивного эффекта нарушений психики у учащихся и о сохраняющейся неполноте знаний об этом.
This analytical review provides a broad outline of the historically significant process of consolidating the global scientific community in the face of the threat posed to the psyche of children and young people by the C0VID-19 pandemic. The formation of vector data arrays, revealing aspects and prevalence of mental disorders of children, provoked by a pandemic, is shown. In the majority of students, the additional neuro-psychological load led to increased anxiety, depressive states, post-traumatic stress, decreased learning capacity. There are studies of the psyche of students in families in connection with the phenomenon of screen-time (time spent at the computer screen), the presence of comorbid disorders, narrowing of communication, closing schools. The importance of adequate parenthood for children’s mental well-being, educational strategy for parents, volunteers, nurses is shown. The direction of telepsychiatry as a remote care tool has been demonstrated. Pilots of the concept of mental disorders of students against the background of the pandemic are presented. The questions about the delayed cumulative effect of mental disorders in students and the continuing incompleteness of knowledge about it are also raised.