"Война брендов" производителей роботизированных автономных (беспилотных), оснащенных и неоснащенных искусственным интеллектом, систем вооружений (дронов) и границы применения патентов и ноу-хау

Предметом исследования в настоящей статье выступает конкуренция, соперничество, «война» брендов» производителей роботизированных автономных (беспилотных) оснащенных и неоснащенных искусственным интеллектом систем вооружений (дронов) в контексте границ применения для их защиты патентов и ноу-хау. Актуальность исследования обусловлена тем, что многие государства стремятся воплощать в жизнь принятые ими стратегии развития искусственного интеллекта, в том числе в военной сфере, что требует осмысления подходов России и зарубежных стран, в том числе передовых в вопросе разработки и внедрения такого рода технологий с позиции права. Научная новизна исследования определяется самой ставящейся целью и результатами работы. Так, на основании изучения продукции и экономических показателей лидеров на рынке искусственного интеллекта и беспилотных аппаратов гражданского и военного назначения обозначены основные мотивы расширения рынка беспилотных систем вооружения, способы продвижения соответствующей продукции на рынке (не)военных технологий. С точки зрения защиты брендами своих разработок в сравнении рассмотрены патентная защита и механизм ноу-хау, приведены практические примеры воплощения таких подходов в жизнь. Выявлено, что количество стран, использующих (и желающих использовать) БПЛА в военной области, превышает количество стран, производящих их, вследствие чего конкуренция между производителями проявляется в виде «войны» брендов этой продукции. «Войны» брендов невоенной и военной индустрии имеют сходства и отличия. Отсутствие разграничения производителей БПЛА по объемам производства и сферам гражданского или военного назначения приводит к условности определения лидеров в производстве этой продукции. При этом современная индустрия на практике реализует смешанный тип правовой охраны, когда основную разработку защищает патент, а ее отдельные детали (технические решения и способы их реализации) содержатся в режиме ноу-хау согласно законам о коммерческой тайне.

The article touches upon the competition, rivalry, “war” of brands of manufacturers of robotic autonomous (unmanned) equipped and non-equipped with artificial intelligence weapons systems (drones) in the context of the boundaries of application for their protection by patents and know-how. The relevance of the research is due to the fact that many states seek to implement the strategies they have adopted for the development of artificial intelligence, including that in the military sphere, which requires understanding of the approaches of Russia and foreign countries, including those in the development and implementation of such technologies from the perspective of law. The scientific novelty of the research is determined by the goal itself and the results of the work. Thus, based on the study of the products and economic indicators of the leaders in the market of artificial intelligence and unmanned vehicles for civil and military purposes, the main motives for expanding the market of unmanned weapons systems, ways to promote the corresponding products in the market of (non -) military technologies are identified. From the point of view of protection by brands under examination of their developments, patent protection and the know-how mechanism are considered in comparison, practical examples of the implementation of such approaches are given. It is revealed that the number of countries using (and wishing to use) UAVs in the military sphere exceeds the number of countries producing them, as a result competition between manufacturers manifests itself in the form of a “war” of brands of these products. The “wars” of non-military and military industry brands have similarities and differences. The lack of differentiation of UAV manufacturers by production volumes and areas of civil or military use leads to the conditionality of determining the leaders in the production of these products. At the same time, the modern industry in practice implements a mixed type of legal protection, when the main development is protected by a patent, and its individual details (technical solutions and methods of their implementation) are contained in the know-how mode according to the laws on trade secrets.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом Юр-ВАК
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
92-106
Статус
Опубликовано
Том
11
Год
2021
Организации
  • 1 Юридический институт Российского университета дружбы народов (РУДН)
Ключевые слова
robotic autonomous (unmanned) weapons systems; artificial intelligence; brands of leading (non-)military UAV manufacturers; brands wars; competition; patent protection; know-how; trade secrets; Russia and foreign countries; exhibitions; advertising; роботизированные автономные (беспилотные) системы вооружений; искусственный интеллект; бренды ведущих производителей (не)военных БПЛА; война брендов; конкуренция; патентная защита; ноу-хау; коммерческая тайна; торговые секреты; Россия и зарубежные страны; выставки; реклама
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/81117/
Поделиться

Другие записи

Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.
Социально-политические науки. Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом Юр-ВАК. Том 11. 2021. С. 34-40