Конкуренция в условиях сетевых эффектов: когда меньше значит лучше (подходы права и экономики)

В статье на примере правоприменительной практики и юридико-экономической теории исследуется вопрос эффективности конкуренции в условиях сетевых эффектов, оцениваются плюсы и минусы прямых и косвенных сетевых эффектов на двусторонних рынках. Актуальность исследованию придает факт распространения онлайн-платформ и сервисов, представляющих, по сути, именно такие рынки. Показано, что с правовой точки зрения общий итог концентрации сетевого рынка в результате слияния должен регулироваться в направлении достижения разумного компромисса между дополнительной ценностью для потребителей от того, что они являются частью более крупной сети, и более высокими ценами или потенциально более низким качеством, вызванными снижением конкуренции на рынке.

The article deals with law enforcement practice and legal and economic theory to study the effectiveness of competition in terms of network effects, assess the pros and cons of direct and indirect network effects in two-sided markets. The key factor of structural changes in the digital network economy, which also changes competition, is information, which leads, on the one hand, to the growth of the value of digital platforms, on the other hand, to the use of data as the most important resource for this growth. The creation of information leads to significant economies of scale and is accompanied by the emergence of direct and indirect network effects. The processes of concentration of online markets and the strengthening of the positions of the largest players are due to the lack of restrictions on the capacity of their trading platforms and transport costs, but network effects can increase competition, since the benefits of having a wider network can be large for small firms. From the legal perspective, the overall net market concentration resulting from a merger should be regulated in the direction of achieving a reasonable compromise between the added value to consumers from being part of a larger network and the higher prices or potentially lower quality caused by reduced competition in the market.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Аналитика Родис
Номер выпуска
5-1
Язык
Русский
Страницы
13-22
Статус
Опубликовано
Том
11
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
competition; networking; two-sided markets; direct and indirect network effects; mergers and acquisitions; конкуренция; сетевизация; двусторонние рынки; прямые и косвенные сетевые эффекты; слияния и приобретения крупных партий имущества
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/81093/
Поделиться

Другие записи