Опыт анализа региональных систем образования Российской империи (на материале статей Международного сетевого центра фундаментальных и прикладныхисследований). Часть 2

История образования в Российской империи остается дискуссионной и политизированной темой. Если в советское время достижения имперской системы игнорировались, то в настоящее время, напротив, присутствует ее определенная идеализация. В данной статье предпринята попытка взглянуть на систему образования Российской империи как на совокупность региональных систем образования, между которыми существовали серьезные различия. Для достижения этой цели были проанализированы статистические сведения по 5 губерниям и 2 казачьим областям. Сделан вывод о том, что к началу XX в. различия между региональными системами образования Российской империи значительно выровнялись. Так, во всех рассмотренных регионах параллельно функционировали две системы школ - школы Министерства народного просвещения и школы духовного ведомства. Кроме того, в 3 регионах из 7 рассмотренных обучалась примерно одинаковая доля детей школьного возраста (около 40 %). Однако различия между региональными системами образования сохранялись, более того, наметились два пути их дальнейшего развития: или продолжение увеличения числа школ и учащихся с целью достижения всеобщего начального образования, или повышение качества образования за счет закрытия худших школ.

The history of education in the Russian Empire remains a controversial and politicized topic. If in Soviet times the achievements of the imperial system were ignored, now, on the contrary, there is a certain idealization of it. This article attempts to look at the education system of the Russian Empire as a set of regional education systems, between which there were serious differences. To achieve this goal, statistical data on 5 provinces and 2 Cossack regions were analyzed. It is concluded that by the beginning of the XX century the differences between the regional education systems of the Russian Empire have significantly leveled off. Thus, in all the regions under consideration, two school systems were functioning in parallel - the schools of the Ministry of Public Education and the schools of the spiritual department. In addition, in 3 regions out of 7 examined, approximately the same proportion of school-age children (about 40 %) studied. However, the differences between regional education systems remained, moreover, two ways of their further development were outlined: either continuing to increase the number of schools and students in order to achieve universal primary education, or improving the quality of education by closing the worst schools.

Журнал
Издательство
Cherkas Global University
Номер выпуска
16
Язык
Русский
Страницы
1233-1245
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
russian empire; regional education systems; Voronezh Province; Vologda province; Stavropol province; Tiflis province; Vilna province; Donskoy Army region; Orenburg Cossack army; российская империя; региональные системы образования; Воронежская губерния; Вологодская губерния; ставропольская губерния; Тифлисская губерния; Виленская губерния; Область войска Донского; оренбургское казачье войско
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/80835/
Поделиться

Другие записи