ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУКТИВИЗМА: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в современном мире. Авторы определяют роль и место патриотического воспитания в современном обществе, показывая его значимость в контексте государственной политики России. Особое внимание уделяется степени изученности данной проблемы в современном научно-педагогическом сообществе. В статье выделены и охарактеризованы социально-философские тезисы, позволяющие позиционировать процесс патриотического воспитания как процесс конструирования патриотизма: тезис структуралистского конструктивизма, детерминирующий исключительную роль сознания в человеческой деятельности, и тезис социальной философии, утверждающий социальную природу патриотизма как характеристики личности. Авторы определяют конструктивизм как научно-методологическую основу патриотического воспитания, характеризуют его специфику и соотносят ее с содержательным дискурсом патриотизма, делая вывод о целесообразности применения конструктивистской методологии в процессе патриотического воспитания. В статье охарактеризованы основные этапы конструирования патриотизма (когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий) и выделена характеристика каждого этапа в соответствии со спецификой процесса конструирования. В своей работе авторы акцентируют внимание на исключительной роли поведенческого этапа, подтверждая свой вывод апелляцией к фундаментальным социально-философским направлениям и теориям, и делают правомерный вывод о том, что быть патриотом можно только в том случае, если лично осуществлять патриотическую деятельность. В заключительной части работы уделено особое внимание внешним факторам конструирования патриотизма, которые обеспечивают поступление в сознание человека опосредованной информации о мире. В качестве таких факторов выделяются государство и исторические условия и характеризуется их специфика относительно процесса конструирования патриотизма.

The article is devoted to the problem of patriotic education in the modern world. The authors define the role and place of patriotic education in modern society, showing its importance in the context of Russian state policy. Particular attention is paid to the extent to which the issue has been studied in the modern scientific and pedagogical community. The article highlights and characterizes social and philosophical theses that allow positioning the process of patriotic education as a process of constructing patriotism: the thesis of structuralist constructivism, which determines the exclusive role of consciousness in human activity, and the thesis of social philosophy, which asserts the social nature of patriotism as a characteristic of the individual. The authors define constructivism as a scientific and methodological basis of patriotic education, characterize its specificity and correlate it with a meaningful discourse of patriotism, making a conclusion about the advisability of using constructivist methodology in the process of patriotic education. The article describes the main stages of the construction of patriotism (cognitive, emotional-sensory and behavioral) and highlights the characteristics of each stage in accordance with the specifics of the construction process. The authors focus on the exclusive role of the behavioral stage, confirming their conclusion by appealing to fundamen tal socio-philosophical trends and theories, and make a legitimate conclusion that it is possible to be a patriot only if the personally carries out patriotic activities. In the final part of the work, special attention is paid to the external factors of the construction of patriotism, which ensure the flow of mediated information about the world into the human mind. The state and historical conditions are singled out as such factors and their specificity in relation to the process of constructing patriotism is characterized.

Авторы
Штанько М.А.1 , Тажева З.Б. 2
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
350-354
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Таганрогский институт управления и экономики
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
patriotism; patriotic education; patriot; consciousness; construction; social reality; symbol; personality; motherland; fatherland; патриотизм; патриотическое воспитание; патриот; сознание; конструирование; социальная реальность; символ; личность; родина; отечество
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/80763/
Поделиться

Другие записи