Оценка предрасположенности территорий к размещению "умных" компаний

В настоящее время одним из актуальных вопросов для российской экономики является создание в регионах условий экспансии «умных» компаний, от которых зависят переход общества на новый тип технологического уклада, инновационное развитие и конкурентоспособность страны. Гипотеза исследования заключается в том, что одни регионы более предрасположены к появлению на их территориях «умных» компаний, тогда как другие не имеют соответствующих условий для развития инновационных и цифровых технологий. В целях доказательства данной гипотезы авторы раскрывают концепцию региональной 30-модели «умной» компании и предлагают методику оценки предрасположенности регионов к появлению таких организаций. Особенностью авторской методики является интегрированный показатель, представляющий собой результат синтеза графического и аналитического методов оценки. Методика позволяет выявить территории с благоприятными условиями для экспансии организационной амбидекстрии, инновационного развития и цифровизации предприятий. Она была апробирована на регионах РФ в 2010-2017 гг. В результате выявлена типология регионов по пяти критериям, отражающим предрасположенность к возникновению «умных» компаний, построен их рейтинг. Апробация авторских методических разработок позволила установить, что индустриально развитые регионы можно считать полюсами цифровизации. Показано, что Уральский федеральный округ выступает устойчивым базисом появления и успешного функционирования «умных» компаний, так как все его субъекты, за исключением Курганской области, попадают в двадцатку благоприятных для их развития территорий. Указанная закономерность не характерна для других федеральных округов. В заключение определены принципиальные траектории развития основных элементов 3Э-модели «умной» компании на мезоэкономическом уровне исследований по следующим направлениям: «умный» персонал, «умная» среда, «умные» инновации и решения.

Currently, one of the urgent issues for the Russian economy is to create conditions for the expansion of “smart” companies in the regions on which depend on the society transition to a new type of technological structure, innovative development and the country's competitiveness. The hypothesis of the study is that some regions are more predisposed to the appearance of “smart” companies on their territories, while others do not have the appropriate conditions for developing innovative and digital technologies. To prove this hypothesis, the article reveals the concept of a regional 3D model of a “smart” company and offers a methodology for assessing regions' predisposition to the emergence of such organizations. A special feature of the author's methodology is an integrated indicator which is the result of the synthesis of graphical and analytical evaluation methods. The methodology allows identifying territories with favorable conditions for expansion of organizational ambidextrity, innovative development and companies' digitalization. It was tested in Russia's regions in 2010-2017. As a result, the paper has identified the typology of regions according to five criteria reflecting the predisposition to the emergence of “smart” companies, and has built their rating. The approbation of the author's methodological developments allowed establishing that industrially developed regions can be considered digitalization poles. The work shows that the Ural Federal District acts as a stable basis for the emergence and successful functioning of “smart” companies, as all its entities, except the Kurgan Oblast, fall into the top twenty territories favorable for their development. This pattern is not typical for other federal districts. In conclusion, the authors have determined principal development trajectories of the main elements of the 3D model of a “smart” company at the meso-economic research level in the following areas: “smart” personnel, “smart” environment, “smart” innovations and solutions.

Авторы
Чурсин А.А. 1 , Юдин А.В. 1 , Грошева П.Ю. 1 , Мыслякова Ю.Г.2 , Неклюдова Н.П.2
Издательство
Вологодский научный центр РАН
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
99-117
Статус
Опубликовано
Том
14
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Ключевые слова
"smart" company; organizational ambidextrity; innovative company development; companies' digitalization; 3D model of the company; assessment; region's predisposition; "умная" компания; организационная амбидекстрия; инновационное развитие компании; цифровизация компаний; 3D-модель компании; оценка; предрасположенность региона
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/80655/
Поделиться

Другие записи

ЗАХАРОВА О.А., КУЧЕР Д.Е., МАШКОВА Е.И., ЕВСЕНКИН К.Н., МУСАЕВ Ф.А.
Природообустройство. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева". 2021. С. 31-37