Главным образом статья посвящена проблемам научно-производственного предприятия, связанным с необходимостью анализа и глубокой детализации инновационных процессов с целью принятия эффективных решений руководством научно-производственных предприятий. Российские научно-производственные предприятия упорно пытаются отвоевать своё место на рынке гражданской продукции, но всё равно доля Гособоронзаказа у большинства из них составляет более 70%. У российских предприятий, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, доля Гособоронзаказа часто достигает 90-100%. Дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках проектов инновационного развития отраслей ОПК и проектов по выпуску инновационной продукции (работ, услуг) оборонного назначения, как правило, финансируются из бюджета РФ или кредитуются банками РФ. Развитие и обновление подобных предприятий также часто осуществляется за счет инвестиций в рамках федеральных целевых программ. Частные инвестиционные фонды, венчурные компании и бизнес-ангелы не финансируют высокорисковые и дорогостоящие проекты российских научно-производственных предприятий. Частных инвесторов отпугивает специфика рынка продукции оборонного назначения и, конечно, объем денежных средств, требуемых для реализации подобных проектов. На сегодняшний день одним из механизмов внешнего и внутреннего контроля (надзора) за исполнением контрактов на научно-производственных предприятиях является прозрачная система раздельного учета ресурсов контракта, расходов, доходов и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
The article is mainly devoted to the problems of research and production enterprises, related to the need for analysis and deep detail of innovative processes in order to make effective decisions by the management of research and production enterprises. Russian research and production enterprises are stubbornly trying to win their place in the market of civilian products, but still the share of State Defense orders for most of them is more than 70%. The share of state defense orders often reaches 90-100% for Russian enterprises engaged in research and development. Expensive research and development work in the framework of projects for the innovative development of defense industries and projects for the production of innovative products (works, services) for defense purposes, as a rule, are financed from the budget of the Russian Federation or are credited by banks of the Russian Federation. The development and renewal of such enterprises is also often carried out at the expense of investments within the framework of federal targeted programs. Private investment funds, venture capital companies and business angels do not finance high-risk and expensive projects of Russian research and production enterprises. Private investors are deterred by the specifics of the market for defense products and, of course, the amount of money required for the implementation of such projects. Today, one of the mechanisms of external and internal control (supervision) over the execution of contracts at research and production enterprises is a transparent system of separate accounting of contract resources, expenses, income and results of financial and economic activities of enterprises.