Проблемы таможенного контроля за перемещением опасных отходов через таможенную границу Евразийского экономического союза

Опасные отходы являются триггером экологического кризиса, особенно на этапе все возрастающего производства и потребления товаров, ведущих к значительному увеличению промышленных отходов и их перемещению через таможенные границы. Трансграничное перемещение опасных отходов контролируется со стороны государства, на таможенные органы возложены задачи по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, в том числе защиты от незаконного ввоза опасных отходов. Трансграничное перемещение опасных отходов осуществляется в рамках разрешительного порядка. Такой единый разрешительный порядок принят и в ЕАЭС в отношении ввоза на таможенную территорию, транзита, вывоза с таможенной территории опасных отходов. Данный порядок предполагает, что декларант представляет должностному лицу таможенного органа лицензию Министерства промышленности и торговли России или разрешение на трансграничное перемещение опасных отходов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Однако, несмотря на усилия мирового сообщества в борьбе с опасными отходами, динамика незаконного перемещения отдельных видов отходов продолжает расти, что указывает на существование ряда неразрешенных проблем. В ходе исследования проанализирован понятийно-категориальный аппарат в области опасных отходов, рассмотрены основные положения порядка перемещения данной категории товаров через таможенную границу ЕАЭС. Основой для национального законодательства в части понятийного аппарата и регулирования трансграничного перемещения опасных отходов по таможенной территории ЕАЭС служат нормы международного права, при этом сравнительный анализ подтверждает неоднозначность их распознавания и классификации в государствах - членах ЕАЭС. Проведенный анализ динамики перемещения опасных отходов, в том числе шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении, показал, что с каждым годом проблемы защиты экологии становиться все острее. В результате исследования выявлены отдельные проблемы в области трансграничного перемещения опасных отходов и даны рекомендации по их решению.

Hazardous waste is a trigger of the environmental crisis, especially at the stage of increasing production and consumption of goods, leading to a significant increase in industrial waste and its movement across customs borders. The cross-border movement of hazardous waste is controlled by the state, customs authorities are entrusted with the tasks of protecting national security, human life and health, animal and plant life, the environment, including protection against the illegal import of hazardous waste. The transboundary movement of hazardous wastes is carried out within the framework of the permissive procedure. Such a unified licensing procedure has also been adopted in the EAEU with respect to the import into the customs territory, transit, export from the customs territory of dangerous wastes. This procedure assumes that the declarant submits to an official of the authorized body a license of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation or a permit for the transboundary movement of hazardous waste of the Federal Service for Supervision of Environmental Management. However, despite the efforts of the international community in the fight against hazardous waste, the dynamics of illegal movement of certain types of waste continues to grow, which indicates the existence of a number of unresolved problems. In the course of the study, the conceptual and categorical apparatus in the field of “hazardous waste” is analyzed, the main provisions of the procedure for moving this category of goods across the customs border of the EAEU are considered. The basis for national legislation in terms of the conceptual apparatus and regulation of the transboundary movement of hazardous wastes through the customs territory of the EAEU is the norms of international law, while a comparative analysis confirms the ambiguity of their recognition and classification in the EAEU member states. The analysis of the dynamics of the movement of hazardous waste, including used pneumatic tires and tires, showed that every year the problems of environmental protection become more acute. As a result of the study, specific problems in the field of transboundary movement of hazardous wastes were identified and recommendations for their solution were given.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
537-553
Статус
Опубликовано
Том
29
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Российская таможенная академия
Ключевые слова
Basel Convention; hazardous waste; terminology analysis; hazard classes; export of hazardous waste; Import of hazardous waste; licensing; customs control; degree of wear and tear; Базельская конвенция; опасные отходы; анализ терминологии; классы опасности; экспорт опасных отходов; импорт опасных отходов; лицензирование; таможенный контроль; степень износа
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/80492/
Поделиться

Другие записи

Ястребов О.А., Тинькова А.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 29. 2021. С. 510-523
Andronova I.V., Dembele Mama
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 29. 2021. С. 567-574