Имплицитная расовая идентичность российских школьников на этапе коммитмента

Введение. Актуальность исследования расовой идентичности обусловлена условиями транзитивности современного социального пространства, взаимопроникновением разных культур, значимостью расовой идентичности в расово неоднородных обществах, примером которых является российское общество, в котором исторически представлены две расы: европеоидная и монголоидная. Новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы имплицитной расовой идентичности у российских детей. Вводится понятие этапа коммитмента как проявления интереса к другим группам, независимо от осознанности или имплицитности собственной идентичности. Концептуальным основанием исследования являются: теория социальной идентичности и социальной категоризации Г. Тэджфела, Дж. Тернера, коммитмент-подход в моделях формирования расовой идентичности Ю. В. Ставропольского, Дж. Марсиа. Методы. Исследование основано на эксперименте с предпочтениями. Испытуемым предлагались фотоизображения лиц европеоидной, монголоидной, экваториальной рас разного пола. Они должны были выбрать партнера для взаимодействия в личной или социальной сфере. Фиксировались количество выборов и количество категорий, использованных испытуемыми входе эксперимента. Применялись статистические критерии, однофакторный дисперсионный анализ. Результаты. Раздел содержит данные экспериментального исследования, проведенного на выборке из 290 человек (четыре возрастные подгруппы) от 7 до 11 лет. Значимых различий между возрастными подгруппами (1, 2, 3 и 4 классы) по расовым предпочтениям не получено. На расовые предпочтения влияет фактор пола. Ведущим фактором, влияющим на предпочтения при выборе партнера для взаимодействия по фотоизображению, является пол партнера, свой или противоположный. Обсуждение результатов. Авторы интерпретируют результаты выбора партнера для взаимодействия как отражение имплицитной идентичности. Отмечается незначительное влияние критерия «расовая идентичность» в процессе социальной категоризации российскими младшими школьниками. Российские школьники проявляют интерес к взаимодействию с детьми всех рас, т. е. их имплицитная расовая идентичность находится на этапе коммитмента

Авторы
Гудзовская А.А.1 , Мышкина М.С.2
Издательство
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SOC
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
91-105
Статус
Опубликовано
Том
18
Год
2021
Организации
  • 1 Институт изучения общественных явлений
  • 2 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Ключевые слова
идентичность; расовая идентичность; имплицитная идентичность; ингруппа; коммитмент; социальная категоризация; младший школьник; групповой фаворитизм; динамика идентичности; гендерные различия
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/80405/
Поделиться

Другие записи

Шевченко М.И.
Правовая политика и правовая жизнь. Саратовский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук. 2021. С. 239-247