Формирование двигательных навыков у недоношенных детей первого года жизни

Цель исследования - обосновать стратегию подбора физических упражнений на занятиях с недоношенными детьми на протяжении первого года жизни с учетом состояния их двигательного развития. Методика и организация исследования. Для проведения исследования была сформирована группа из 30 недоношенных детей первого года жизни. Для оценки физического развития были проведены антропометрические измерения с определением длины и массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы. Анализ двигательного развития ребенка осуществлялся по показателям статической и динамической характеристики крупной моторики. Мелкие мануальные движения оценивались количественно и качественно. Оценка сенсорных функций проводилась по трем направлениям: состояние зрительной сенсорной системы; состояние слуховой сенсорной системы; состояние вестибулярного аппарата. Неврологическое обследование проводилось совместно с врачом-неврологом и предполагало оценку тонуса мышц и безусловно-рефлекторной деятельности ребенка. Результаты исследования и выводы. Все многообразие физических упражнений, используемых на занятиях с детьми первого года жизни, было сгруппировано по преимущественному воздействию на определенные части двигательной системы. Внутри каждой группы обосновано деление упражнений на корригирующие (тонус мышц и безусловно-рефлекторную деятельность) и развивающие (крупную и мелкую моторику, сенсорные функции). Составление комплексов физических упражнений для недоношенных детей первого года жизни базируется на первоначальной оценке их сенсомоторного развития. Баланс упражнений из каждой группы смещается в сторону наиболее отстающей двигательной функции. При этом необходимо осуществлять корригирующие воздействия на механизмы формирования этих нарушений. Таким образом, блочная система построения занятий дает возможность индивидуализации процесса физического развития недоношенного ребенка в раннем периоде онтогенеза.

Objective of the study was to substantiate the procedures of selection of physical exercises for premature infants taking into account the level of their motor development. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 30 premature infants. The anthropometric measurements were taken to determine the level of physical development of the subjects: body length, body mass, chest and head circumferences. The infants’ level of motor development was assessed in terms of the static and dynamic characteristics of the gross motor skills. Fine motor skills were evaluated quantitatively and qualitatively. Their sensory functions were assessed in three directions: the state of the visual sensory system, the state of the auditory sensory system, and the state of the vestibular apparatus. The neurological examination was conducted under the supervision of a neurologist and included an assessment of the subjects’ muscle tone and unconditioned reflex activity. Results and conclusions. The physical exercises for the infants were grouped by the predominant influence on certain parts of the motor system. Within each group, the exercises were divided into corrective (muscle tone and unconditioned reflex activity) and developing (gross and fine motor skills, sensory functions). The exercise series for premature infants were developed based on the baseline indicators of their sensorimotor development. The load balance within each group shifted towards the lagging motor functions. At the same time, it is necessary to exert a corrective influence on the mechanisms of formation of these dysfunctions. Therefore, a block system of trainings enables to individualize the process of physical development of premature infants in the early period of ontogenesis.

Авторы
Малышева М.В.1 , Налобина А.Н.2 , Таламова И.Г.1 , Сергеева Ю.С. 3
Издательство
Teoriya i Praktika Fizicheskoi Kul'tury
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
62-64
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
  • 2 Московский городской педагогический университет
  • 3 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
motor system; mechanisms of regulation of motor activity; physical exercises; premature infants; двигательная функциональная система; механизмы регуляции двигательных функций; физические упражнения; недоношенные дети
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/80074/
Поделиться

Другие записи