Цель исследования - провести сравнительный анализ мотивации баскетболистов российских и китайских университетских сборных команд. Методика и организация исследования Проведено анкетирование 48 баскетболистов четырех мужских сборных команд. Анкетирование осуществлялось в период проведения международного студенческого баскетбольного турнира в Харбине (июнь 2019 г.) в честь установления 70-летия дипломатических отношений между Россией и Китаем. Авторы применили традиционные методы исследования, включая статистический и сравнительный анализ, обобщение, сопоставление, методы социологического исследования. Возраст анкетируемых - 19-25 лет, стаж занятий баскетболом - 14-16 лет, квалификация - от II разряда до КМС. В каждой команде - 12 игроков, все баскетболисты приняли участие в анкетировании. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования установлено. что мотивационные предпочтения российских и китайских школьников при выборе баскетбола имеют много общего: авторитет родителей, обучение баскетболу преимущественно в детских спортивных школах; с другой стороны. около 30% российских детей начинают заниматься баскетболом до 7 лет, а китайские баскетболисты - с семилетнего возраста; для китайских студентов (в 70%) занятия баскетболом в довузовский период мотивированы призами, подарками и другими преференциями, в то время как российские баскетболисты (в 42%) отдавали предпочтение самоуважению и получению удовольствия от игры в баскетбол; для российских баскетболистов одной из форм мотивации игры в баскетбол являлась возможность участия в международных соревнованиях; при выборе высшего учебного заведения российские и китайские студенты учитывали возможность продолжения занятий баскетболом, а также наличие форм материальной поддержки.
Currently, student sports mobility is increasingly characterized by internationalization. Russian and Chinese colleges have been engaged in cooperation in student sports via, most importantly, the Shanghai Cooperation Organisation (SCO) Network University. Objective of the study was to make a comparative analysis of the development of motivation in players on Russian and Chinese student basketball teams from the moment they start playing basketball (at preschool and school age) to the moment they enter university. Methods and structure of the study. The authors conducted a survey of 48 basketball players from four men’s university basketball teams. The survey was carried out during an international student basketball tournament held in Harbin, China, in June of 2019 to mark the 70th anniversary of the establishment of diplomatic relations between Russia and China. The authors employed a set of traditional methods of research, including statistical and comparative analysis, generalization, and juxtaposition, and methods of sociological enquiry. The age of the respondents ranged from 19 to 25 years old, with their experience doing basketball ranging from 14 to 16 years and their qualifications ranging from Class 2 to Candidate Master of Sport. Each team comprised 12 players. All of the players took part in the survey. Results and conclusion. The authors’ analysis of the development of motivation in the student basketball players surveyed from the moment started doing basketball to the moment they entered university helped bring forward a set of uniform approaches to fostering motivation in both Russian and Chinese students, as well as identify a set of distinct national and regional characteristics.