В данной статье рассматриваются современные факторы, влияющие на такие направления профессиональной подготовки будущих специалистов, как личностное и профессиональное самоопределение, а также творческое развитие студентов гуманитарных специальностей. Авторы делают вывод, что профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением и творческим развитием, именно это обеспечивает развитие качеств будущего специалиста в университете/институте, необходимых для адекватного осмысленного выбора места в социуме, в будущей профессии и в реализации активного жизнестроительства, в достижении высокого уровня самореализации. Достижение баланса и гармонии наиболее благоприятно осуществляется при создании комплекса факторов, их взаимодействии. Одним из важнейших факторов при этом является личность преподавателя, особенно это касается студентов первых курсов и магистров. В статье дан обобщенный анализ исследования факторов профессионального самоопределения студентов. Рассматриваются возможности вовлечения студентов в занятия в дополнительном художественном образовании, что способствует их творческому развитию.
The article examines modern factors influencing such areas of professional training of future specialists as personal and professional self-determination, as well as the creative development of students of humanitarian specialties. The authors conclude that professional selfdetermination is inextricably linked with personal self-determination and creative development, this is what ensures the development of the qualities of a future specialist at the university / institute, necessary for an adequate meaningful choice of a place in society, in the future profession and in the implementation of active life-building, in achieving a high level of self-realization. Balance and harmony are most favorably achieved when creating the interaction of a complex of factors, one of the most important of which is the personality of the teacher, especially for first-year and graduate students. The article provides a generalized analysis of the study of the students’ professional selfdetermination factors. The possibilities of involving students into classes in supplementary art education, which contributes to their creative development, are considered.