Малое предпринимательство: роль в социально-экономической системе

Оптимизация структуры экономики и обеспечение стабильной занятости населения - важнейшие составляющие политики формирования гибкой и конкурентоспособной экономики. Стратегии экономического развития стран ЕАЭС подчеркивают необходимость увеличения доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП и доли занятых в этом секторе. Однако запланированные параметры развития ни разу не были достигнуты, что обусловлено не только длительным периодом экономической нестабильности и недостаточной государственной поддержкой субъектов МСП, но и отношением населения к предпринимательству. В статье рассмотрена роль предпринимательства, прежде всего малого, в социально-экономической системе. На основе обобщения трактовок предпринимательства показано, что наряду с экономической значима и его социальная составляющая, особенно для стран с развивающимися рынками. Малое предпринимательство, выполняя многочисленные функции и обладая такими чертами, как массовость, инновационность, рисковость и ответственность, является институтом социального развития, фактором экономического роста и политической стабильности. Анализ результатов деятельности субъектов малого предпринимательства в странах ЕАЭС (Белоруссии, Казахстане и России) в 2015-2019 годы показал их существенное отставание от развитых стран. Однако в последние годы возрастает социальная роль МСП, учитывающего потребности местных потребителей и возможности локальных рынков. Это связано как с числом занятых и уровнем их квалификации, так и в внедрением наукоемких технологий. Данные социологических исследований показывают изменение восприятия предпринимательской деятельности в странах ЕАЭС: она признается удачным вариантом карьеры и социального статуса, но осознаются и проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. В статье использованы данные органов статистики стран ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии, аналитические материалы рейтинговых агентств и исследовательских центров.

Optimizing the structure of the economy and ensuring the stable employment are the most important components in the policy of developing a flexible and competitive economy. The economic development strategies of the EAEU countries emphasize the need to increase the share of small and medium-sized enterprises (SMEs) in GDP and the share of the employed in this sector. However, the planned development parameters have never been achieved, which is determined not only by a long period of economic instability and insufficient government support for SMEs, but also by the social perception of entrepreneurship. The article considers the role of entrepreneurship, primarily small business, in the social-economic system. Based on the generalization of the entrepreneurship interpretations, the authors show that it has both economic and social significance, especially in the countries with developing markets. Small business performs numerous functions and has such features as mass character, innovations, riskiness and responsibility; it is an institution of social development, and a factor of economic growth and political stability. The analysis of the activities of small business in the EAEU countries (Belarus, Kazakhstan and Russia) in 2015-2019 shows their significant lag behind the developed countries. However, in recent years, the social role of SMEs has increased for they take into account the needs of local consumers and the possibilities of local markets, which is due both to the number of employees and their qualifications, and to the introduction of science-intensive technologies. The sociological data prove a change in the social perception of entrepreneurship: it is recognized as a successful career option and social status, but also as facing challenges that hinder its development. The article is based on the statistical data of the EAEU countries and the Eurasian Economic Commission, analytical materials of rating agencies and research centers.

Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
567-579
Статус
Опубликовано
Том
21
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
small and medium-sized entrepreneurship (SMEs); social responsibility; motivation for entrepreneurship; perception of small entrepreneurship; social-economic system; малое и среднее предпринимательство (МСП); социальная ответственность; мотивация предпринимательства; восприятие малого предпринимательства
Дата создания
16.12.2021
Дата изменения
16.12.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/79473/
Поделиться

Другие записи