Прецедентные феномены современных русских и испанских масс-медиа как когнитивные структуры языковой личности

Актуальность исследования обусловлена научным интересом к явлению прецедентности, которая занимает важное место в дискурсивной парадигме русского и испанского языков. Прецедентные феномены, транслирующие как традиционные ценности культуры, так и вновь создаваемые, шире представлены в языке СМИ – основной коммуникативно значимой среде современного общества. Сегодня СМИ предлагают нам определенную медиакартину, в которой мир не отображается, а интерпретируется. На материале русского и испанского языков изучается роль прецедентных феноменов в организации медиального пространства и их функционирование в медиатексте, который характеризуется максимальной степенью интертекстуальности. Предлагаемый в статье когнитивный подход направлен на выявление роли знания (языкового, неязыкового, индивидуального) в формировании значения прецедентной единицы, которое является основным объектом исследования в когнитивистике. На примере универсальных прецедентных имен (Наполеон, Золушка, Дон Кихот, Адам) показано, что они фиксируют разделяемое коммуникантами (тематизированное) культурно значимое знание, обычно функционирующее в имплицитной форме. Изучение бинарных структур (означающее / означаемое) концепта фиксирует динамику развития значения прецедентного имени, актуальные сдвиги в структуре ядерных компонентов значения, десемантизацию прецедентного имени. Различия в интерпретации в русском и испанском языках свидетельствуют о разном доминантно значимом содержании, и показывают, что языковое значение инварианта универсальных прецедентных имен отражает не реальность как таковую, а когнитивные структуры языковой личности конкретного социума.

Precedent Phenomena of Contemporary Russian and Spanish Massmedia as Cognitive Structures of Language Personality

The relevance of the research is due to the scientific interest in the precedent phenomenon, which occupies an important place in the discursive paradigm of the Russian and Spanish languages. Precedent phenomena that translate traditional cultural values and newly created ones are more widely represented in the language of mass media – the main communicatively significant environment of modern society. Today, the media offer us a certain media picture in which the world is not displayed but interpreted. The role of precedent phenomena in the medial space organization and their functioning in the media text, which is characterized by the maximum degree of intertextuality, is studied using the material of the Russian and Spanish languages. The cognitive approach proposed in the article is aimed at revealing the role of knowledge (linguistic, non-linguistic, individual) in the formation of the value of the precedent unit, which is the primary object of research in cognitive science. Using the example of universal precedent names (Napoleon, Cinderella, Don Quixote, Adam), it is shown that they fix the culturally significant (thematic) knowledge shared by the communicants, usually functioning in an implicit form. The study of binary structures (meaning) of the concept captures the dynamics of the development of the precedent name’s significance, actual changes in the construction of the core components of sense, the desemantization of the precedent. name. Differences in interpretation in Russian and Spanish indicate different dominant significant content and show that the scientific significance of the invariant of universal precedent names reflects not the reality as such, but the cognitive structures of the linguistic personality of a particular society.

Авторы
Михеева Н.Ф. , Моисеенко Л.В.
Издательство
UNIV GRANADA, EDITORIAL
Номер выпуска
19
Язык
Русский
Страницы
7-24
Статус
Опубликовано
Подразделение
Institute of Foreign Languages of Peoples' Friendship University of Russia
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
прецедентные феномены; язык СМИ; универсальные прецедентные имена; тематизированное знание; когнитивные структуры языковой личности; precedent phenomena; the language of mass media; universal precedent-related names; thematic knowledge; cognitive structures of the language personality
Дата создания
22.07.2021
Дата изменения
22.07.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/74805/
Поделиться

Другие записи