Поиски «иного царства» в стихотворении С.А. Есенина «Вижу сон. Дорога черная...»: апофатическая реальность

В статье анализируется стихотворение позднего периода творчества С. А. Есенина «Вижу сон. Дорога черная…» в контексте фольклорной традиции. На сложность стихотворения обратили внимание переводчики, перед которыми возникла проблема разгадывания амбивалентного образа возлюбленной лирического героя. Исследователи связывают образы «милой, нелюбимой» и «единственной» с двумя Россиями, старой, близкой лирическому герою, и новой, советской. Но фольклористический комментарий, обращение к быличке и волшебной сказке, позволяет высветить онтологические смыслы в стихотворении. Пристальное внимание к концепту «путь-дорога», архетипу месяца также способствует выявлению апофатической реальности в тексте, мифологеме светотьмы. В таком противоречии возникает и образ возлюбленной, связанный с парадигмой Танатос - Эрос. В методологическом плане важно определить форму сна, которой пользуется автор для создания пограничного состояния в стихотворении. В фольклористике выделяют вещие и иномирные сны, характеризующиеся определенным набором символов. Белую лошадь олицетворяют со Смертью. В стихотворении Есенина белый конь, месяц, береза указывают на архетипическую ситуацию поиска «иного царства» лирическим героем. Методологической базой работы выступают структурно-типологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования, которые позволяют комплексно подойти к анализу художественного текста.

The search for "another kingdom" in S.A. Yesenin's poem "I See a Dream. The road is black... ": apophatic reality

The article analyzes the poem of the late period of S. A. Yesenin's work “I see a dream. The road is black... ” in the context of folk tradition. The complexity of the poem was noticed by translators, who faced the problem of solving the ambivalent image of the beloved lyrical hero. Researchers connect the images of “sweet, unloved” and “the only” with two Russia, the old, close to the lyrical hero, and the new, Soviet. But a folkloristic commentary, an appeal to a tale and a fairy tale, allows one to highlight ontological meanings in a poem. Close attention to the concept of "pathroad", the archetype of the month also contributes to the identification of apophatic reality in the text, the mythology of luminosity. In this contradiction, the image of the beloved arises, connected with the paradigm of Thanatos - Eros. In methodological terms, it is important to determine the form of sleep that the author uses to create a borderline state in a poem. In folklore distinguish prophetic and foreign dreams, characterized by a specific set of characters. The white horse is personified with Death. In Yesenin’s poem, a white horse, a month, a birch indicate the archetypal situation of the search for “another kingdom” by a lyrical hero. The methodological basis of the work is the structural-typological and comparative-comparative research methods that allow a comprehensive approach to the analysis of a literary text.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Аналитика Родис
Номер выпуска
6-1
Язык
Русский
Страницы
151-156
Статус
Опубликовано
Том
9
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
русская традиционная культура; апофатическая традиция; русская литература; поэтика; фольклор; сон; Есенин; russian traditional culture; apophatic tradition; RUSSIAN literature; poetics; folklore; dream; Yesenin
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/70748/
Поделиться

Другие записи