Статья привлекает внимание к текстам страноведческой направленности как к одному из эффективных способов влияния на создание позитивного образа России у иностранных студентов. Целью исследования является обоснование эффективности использования текстов культурологической и страноведческой направленности в качестве дидактических приемов обучения, влияющих на изменение образа России у студентов, изучающих русский язык. Задачи исследования включают в себя анализ результатов анкетирования, проводимого в течение 4 лет среди студентов университета г. Лидс (Великобритания), приезжающих на годичную программу включенного обучения в Институт русского языка и культуры (ИРЯиК) Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова; а также подведение итогов, фиксирующих изменение образа России. Гипотеза исследования состоит в том, что страноведческая направленность учебных текстов (а также художественных текстов, используемых в качестве заданий по домашнему чтению, неадаптированных статей и других языковых материалов) связана с формированием у студентов позитивного образа России. Методы: анализ представленных анкет, педагогические наблюдения, математическая статистика (обработка результатов исследования). Результат исследования: учебные тексты лингвострановедческой направленности, используемые в качестве языкового материала на уроке русского языка как иностранного (РКИ), являются эффективным средством формирования позитивного образа России, что подтверждает нашу гипотезу.
The article draws attention to the texts of country studies as one of the effective ways to influence the creation of a positive image of Russia among foreign students. The aim of the study is to substantiate the effectiveness of the use of texts of cultural and country studies as didactic teaching methods that affect the change of the image of Russia among students studying the Russian language. The objectives of the study include the analysis of the results of the 4 years’ research conducted among students of the University of Leeds (UK), coming on a one-year exchange education program to the Lomonosov Moscow State Uuniversity, Institute of Russian Language and Culture; and summing up the results to reflect on the changing image of Russia. The hypothesis of the study is that cultural orientation of educational texts (as well as literary texts used as homework, authentic articles and other language materials) is associated with the formation of a positive image of Russia among students. Methods: analysis of submitted questionnaires, pedagogical observations, mathematical statistics (processing of research results). The research results are as follows: educational texts of cultural orientation, used as language material at lessons of Russian as a Foreign Language, are an effective means of forming a positive image of Russia, which confirms the research hypothesis.