Саудовская модель развития для "мира ислама": особенности и ограничения

Статья посвящена анализу саудовской модели развития для «мира ислама», которую Эр-Рияд начал активно продвигать после событий «арабской весны». Народные протесты в странах Ближнего Востока и Северной Африки, приведшие к сменам правящих режимов, открыли для государств региона перспективы трансформации собственных моделей государственности, и в этой связи такие крупные региональные игроки, как Саудовская Аравия, Иран и Турция, предложили собственные модели как образец для изменения политических систем и внешнеполитических курсов стран, охваченных народными волнениями. Актуальность темы данного исследования определяется тем, что в настоящее время борьба за лидерство в регионе Ближнего и Среднего Востока, развернувшаяся между Саудовской Аравией и Ираном, достигла того уровня, когда соперники могут повлиять на выбор пути развития, в частности, Сирии, Ливана и Йемена. В этой связи чрезвычайно важно оценить предлагаемые Эр-Риядом и Тегераном модели, определить перспективы их имплементации. Цель статьи состоит в выявлении особенностей модели развития для «мира ислама», предлагаемой Саудовской Аравией, а также в оценке ограничений данной модели. Автор использует как общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение), так и методы исторической науки (конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический методы) и религиоведения (каузальный анализ). Кроме того, c целью составления рейтинга государств - получателей помощи со стороны Эр-Рияда автор обратился к методологическому аппарату политических и экономических наук, в частности - к количественному анализу объемов помощи, направленной Саудовской Аравией на реализацию различных проектов в странах «мира ислама» в рамках программ содействия международному развитию. Таким образом, исследование носит междисциплинарный характер, что обусловлено многоаспектным характером предмета и задач исследования, а также кругом и характером привлеченных к работе источников. В результате автор приходит к выводу, что Саудовская Аравия проводит прагматичную внешнюю политику, фактически не опираясь на исламские принципы. Однако Эр-Рияд направляет значительные финансовые ресурсы на реализацию программ содействия развитию государств «мира ислама» и религиозной дипломатии, в рамках которой важную роль играет продвижение собственной «версии» ислама - ваххабитской, а точнее - салафитской. Среди главных ограничений саудовской модели автором выявлена нефть как основа модернизации, поскольку далеко не все государства обладают данным ресурсом и могут на его основе развивать собственную экономику; ваххабизм как «местечковое» учение, которое вряд ли может быть заимствовано странами «мира ислама», в которых традиционно господствовали более умеренные религиозно-правовые школы; абсолютную монархию как форму правления, даже с элементами демократии.

Saudi Model of Development for the Islamic World: Peculiarities and Limits

The article is devoted to the analysis of the Saudi model of development for the Islamic world, which Riyadh started actively promoting after the “Arab Spring”. The popular protests in the Middle East and North Africa countries, which led to the changes in the ruling regimes, opened up prospects for the states of the region to transform their own models of statehood. In this regard large regional actors such as Saudi Arabia, Iran and Turkey proposed their own models as an example for possible changing political systems and foreign policy of countries affected by unrest. The relevance of the topic of this study is determined by the fact that the current struggle for leadership in the Middle East, unfolding between Saudi Arabia and Iran, has reached a level where the rivals could influence the choice of development path of other countries, such as Syria, Lebanon and Yemen. In this regard, it is extremely important to assess the models proposed by Riyadh and Tehran, to determine the prospects for their implementation. The purpose of the article is to identify the features of the development model for the Islamic world proposed by Saudi Arabia, as well as to assess the limitations of this model. The author used both general scientific methods (analysis, synthesis, generalization) and methods of historical science (concrete historical, comparative historical, historical genetic methods) and religion studies (causal analysis). In addition, the methodology of political science and economics was widely used. A special focus was done on the quantitative analysis of the amount of aid sent by Saudi Arabia to implement various projects in the countries of the Islamic world as part of international development assistance programs, with the aim of forming a ranking of recipient states from Riyadh. As a result of the study, the author came to the conclusion that Saudi Arabia pursues a pragmatic foreign policy strategy, in fact, not relying on Islamic principles. However, Riyadh is devoting significant financial resources to implementing programs to promote the development of the Islamic world and religious diplomacy, in which the promotion of its own “version” of Islam - Wahhabism, and more precisely Salafism, plays an important role. Among the main limitations of the Saudi model the author identified oil as the basis for modernization, since not all states have this resource and can develop their own economy on its basis; Wahhabism as a “small-town” doctrine, which can hardly be borrowed by the countries of the Islamic world, in which more moderate religious schools have traditionally dominated; absolute monarchy as a form of government, even with elements of democracy.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
545-565
Статус
Опубликовано
Том
19
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Королевство Саудовская Аравия; саудовская модель развития; "мир ислама"; ваххабизм; внешняя политика; Мухаммад бин Сальман; хадж; политика "мягкой силы"; религиозная дипломатия; Всемирная мусульманская лига; содействие международному развитию; Kingdom of Saudi Arabia; Saudi model of development; Islamic World; wahhabism; foreign policy; Muhammad bin Salman; hajj; "soft power"; religious diplomacy; World Muslim League; international development assistance
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/70521/