Влияние кризиса исламского образования на процесс радикализации Центральной Азии

В статье рассматривается влияние проблем, существующих в системе исламского образования в центральноазиатских республиках, на процесс радикализации населения региона. Центральная Азия, которая соседствует с такими регионами, как Ближний и Средний Восток, Южный Кавказ, испытывает влияние негативных тенденций, исходящих из этих регионов. Речь идет, в первую очередь, о политической нестабильности, росте экстремистских настроений и террористической угрозы. Авторы, используя историко-описательный, историко-генетический метод, а также сравнительный анализ, исследуют причины кризиса, в котором находится система религиозного образования в государствах Центральной Азии, уделяя особое внимание историческим предпосылкам данного кризиса. Показано, что попытка восполнить дефицит местных религиозных «кадров» за счет направления студентов в зарубежные исламские университеты, не увенчалась успехом, а, напротив, породила новую угрозу - распространения чуждых местным жителям трактовок ислама, чему способствуют такие факторы, как деятельность зарубежных организаций и благотворительных фондов, а также рост популярности «интернет-проповедников», которые зачастую искажают догматы исламского вероучения ради вербовки молодых мусульман из менее благополучных стран в ряды боевиков террористических организаций. На примере Таджикистана авторы демонстрируют особенности религиозного образования в регионе, выявляют «дуализм» этой системы, в которой параллельно действуют как официальные, так и частные учебные заведения. Авторы приходят к выводу о наличии прямой зависимости низкого уровня исламского образования в регионе и роста радикализма его жителей, а также устанавливают зависимость недостатка образования и легкости вербовки местной молодежи в ряды экстремистских и террористических организаций.

The article considers the influence of the problems existing in the system of Islamic education in the Central Asian republics on the process of radicalization of the population of the region. Central Asia, which is adjacent to regions such as the Middle East and the South Caucasus, is affected by negative trends emanating from these regions. It is, first of all, about political instability, the growth of extremist sentiments and the terrorist threat. Using the historical-descriptive, historical-genetic method, as well as comparative analysis, the authors investigate the causes of the crisis in which the religious education system in Central Asian states is located, paying particular attention to the historical background of this crisis. It is shown that an attempt to fill the shortage of local religious staff by sending students to foreign Islamic universities was unsuccessful, but, on the contrary, generated a new threat - the spread of Islamic interpretations alien to local residents, which is facilitated by factors such as the activities of foreign organizations and charitable organizations funds, as well as the growing popularity of “Internet preachers”, which often distort the tenets of Islamic religion for the recruitment of young Muslims from less prosperous countries into the ranks of militants for terrorist organizations. On the example of Tajikistan, the authors demonstrate the features of religious education in the region; reveal the “dualism” of this system, in which both official and private educational institutions operate. The authors conclude that there is a direct correlation between the low level of Islamic education in the region and the growing radicalism of its inhabitants, as well as the dependence of the lack of education and the ease of recruiting local youth into the ranks of extremist and terrorist organizations.

Издательство
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
290-296
Статус
Опубликовано
Том
3
Год
2020
Организации
  • 1 РУДН
Ключевые слова
центральная Азия; Узбекистан; киргизия; таджикистан; исламское образование; медресе; терроризм; радикализм; ислам; central Asia; Uzbekistan; Kyrgyzstan; Tajikistan; ISLAMIC education; madrassas; terrorism; radicalism; islam
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/69419/