Проблемы обеспечения безопасности маршрута «Нового шелкового пути» через Центральноазиатский регион

На фоне торговой войны между США и Китаем у Пекина подтачиваются возможности для финансовых вливаний в «Новый шелковый путь» (НШП). Из-за ограниченности своих средств частные китайские компании сокращают инвестиции. Если к этому добавить геополитические вызовы для китайских транспортных коммуникаций в Центральной Азии, то этот маршрут НШП становится крайне рискованным. В статье анализируются проблемы безопасности проекта «Один пояс. Один путь» через Центральную Азию. Автор дает оценку экономическому и политическому развитию пяти стран региона - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Слабые макроэкономические показатели названных стран - высокий госдолг, отрицательный платежный баланс, безработица и высокая инфляция - наряду с высоким уровнем коррупции снижают рентабельность китайских капиталовложений. На экономические риски накладываются политические: 1) высокий конфликтогенный потенциал из-за наличия этнорелигиозных противоречий, обостряемых борьбой за водные ресурсы, 2) хрупкость режимов, вызванная несменяемостью власти в Таджикистане и Туркменистане, 3) отсутствие прочных демократических институтов после серии госпереворотов в Кыргызстане и 4) общая граница с Афганистаном, где обосновалось ИГИЛ. Хотя ставка на Центральную Азию может показаться Китаю выгодной с той точки зрения, что «слабые» государства могут попасть под ее финансовую и политическую зависимость Китая. Однако геополитические и экономические вызовы могут перевесить это преимущество. Учитывая обозначенные риски, автор приходит к выводу, что транзит через Россию - более безопасный маршрут доставки китайских товаров в Старый свет.

Security Challenges of the New Silk Road Routing via Central Asia

In face of the trade war with the US, China's capacities to finance the New Silk Road (NSP) are getting undermined. Due to limited funds private Chinese companies cut investments. Since there are geopolitical challenges for Chinese transport communications in Central Asia on top of it, the NSP route becomes extremely risky. The article analyses the security problems of the project “One belt. One Road” via Central Asia. The author assesses economic and political development of five countries in the region concerned: Kazakhstan, Kyrgyzstan, Uzbekistan, Tajikistan and Turkmenistan. Weak macroeconomic fundamentals of these countries - high public debt, negative balance of payments, unemployment and high inflation - along with high level of corruption reduce the return on Chinese investments. Economic risks lay on political risks: 1) high conflict potential due to ethno-religious contradictions, exacerbated by the struggle for water resources, 2) regimes fragility caused by the irremovability of government in Tajikistan and Turkmenistan, 3) the lack of strong democratic institutions after series of coups in Kyrgyzstan and 4) common border with Afghanistan where ISIS has gained ground. Although reliance on Central Asia may seem beneficial for China as “weak” states may fall under its financial and political dependence. However, geopolitical and economic challenges may outweigh this advantage. Considering the risks listed above the author concludes that delivering Chinese goods to Europe through Russia is safer.

Авторы
Издательство
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
116-123
Статус
Опубликовано
Том
3
Год
2020
Организации
  • 1 РУДН
Ключевые слова
new Silk Road; One belt. One way; central Asia; china; trade; russia; новый шелковый путь; Один пояс. Один путь; центральная Азия; китай; торговля; россия
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/69410/
Поделиться

Другие записи