Геополитическое влияние ЕС в Средиземноморье после "арабской весны"

В руководстве ЕС царит мнение о том, что свержение Муаммара Каддафи, Бен Али и Хосни Мубарака, а также попытка отстранить Башара Асада от власти были неизбежным шагом на пути к распространению демократии. Мол, без устранения диктаторов на Ближний Восток не придет демократия. Насколько регион стал более просвещенным и свободным - вопрос спорный. Что более очевидно - это то, что из-за беспорядков в Ливии и Сирии Европу накрыл кризис беженцев, а расхождения по курдам ухудшили отношения ЕС с Турцией. Если вдобавок к этому выяснится, что ведущие державы Союза ослабили свои политико-экономические позиции в охваченных беспорядками странах или были полностью оттуда вытеснены, то можно сделать вывод о том, что «арабская весна» оказалась провалом для стран Евросоюза, которые активно участвовали в свержении Мубарака, Каддафи и попытке сменить власть в Дамаске. Статья посвящена анализу экономических показателей (торговле и инвестициям) Европейского союза в Ливии, Египте и Сирии до и после протестов, а также сравнению степени политического влияния Брюсселя в трех странах. Выбор Ливии, Египта и Сирии связан с тем, что это наиболее затронутые протестами страны, географически и исторически близкие к Старому свету. Гражданская война в Ливии и Сирии продолжается уже десятый год, в Египте в 2013 году произошел второй госпереворот, свергнувший пришедших двумя годами ранее к власти исламистов. Ливия, Египет и Сирия - ключевые экономические партнеры стран ЕС в регионе Средиземноморья, рассматривавшиеся Европой в качестве «оплотов» в борьбе с терроризмом и нелегальной миграцией из Африки и Ближнего Востока.

The EU leadership believes that the overthrow of Muammar Gaddafi, Ben Ali and Hosni Mubarak, as well as the attempt to remove Bashar al-Assad from power, was an inevitable step towards the spread of democracy. They say that without the removal of dictators, democracy will not come to the Middle East. How much the region has become more enlightened and free is debatable. What is more obvious is that due to the unrest in Libya and Syria, the refugee crisis has engulfed Europe, and differences over the Kurds have worsened the EU's relations with Turkey. If in addition to this, it turns out that the leading powers of the Union have weakened their political and economic positions in the countries affected by the unrest or were completely displaced from there, then we can conclude that the "Arab spring" was a failure for the EU countries that actively participated in the overthrow of Mubarak, Gaddafi and the attempt to change power in Damascus. The article is devoted to the analysis of economic indicators (trade and investment) of the European Union in Libya, Egypt and Syria before and after the protests, as well as a comparison of the extent of political influence of Brussels in the three countries. The choice of Libya, Egypt and Syria is due to the fact that these are the countries most affected by the protests, geographically and historically close to the Old world. The civil war in Libya and Syria continues for the tenth year, in Egypt in 2013 there was a second coup that overthrew the Islamists who came to power two years earlier. Libya, Egypt and Syria are key economic partners of EU countries in the Mediterranean region, considered by Europe as "bulwarks" in the fight against terrorism and illegal migration from Africa and the Middle East.

Авторы
Издательство
Вятский государственный университет
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
64-74
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
"Арабская весна"; сирия; Ливия; Египет; европейский союз; экономика; инвестиции; торговля; политическое влияние; "Arab Spring"; Syria; Libya; Egypt; European Union; economy; investment; trade; political influence
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/69230/
Поделиться

Другие записи

ДУДАРЕВА М.А.
Наследие веков. Южный филиал Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева". 2020. С. 98-104