Обзор европейского стандарта последипломного обучения медицинских специалистов по внутренним болезням и перспективы внедрения в России

Актуальность. Ординатура остаётся неотъемлемой частью качественного последипломного образования в России. Совершенствование системы образования медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду является одной из приоритетных задач, реализуемых в рамках Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Цель. Сравнение европейского стандарта последипломного обучения медицинских специалистов по направлению «внутренние болезни» с существующей системой подготовки в РФ. Результаты. Программа ординатуры РФ преследует аналогичную европейскому стандарту цель - подготовка квалифицированного врача-терапевта. Программа построена по модульному принципу и включает изучение различных дисциплин, обширную программу практики и государственную итоговую аттестацию. Анализ содержания рабочих программ дисциплин свидетельствует о том, что подготовка направлена на формирование как универсальных (общекультурных) компетенций, которые по сути своей аналогичны CanMEDS, так и профессиональных компетенций. Перечень знаний, умений и практических навыков, которыми должен овладеть врач-терапевт по окончании обучения в ординатуре не уступает таковым в европейском стандарте. Однако на освоение сходной программы в РФ отводится значительно меньше времени (2 года, или 4 320 часов), что вызывает закономерный вопрос о качестве подготовки. Выводы. Несмотря на отличия программ по постдипломной подготовке терапевтов (прежде всего по количеству часов), целью обучения является формирование сходных компетенций. Необходимо также отметить хорошо структурированную систему контроля, которая даёт возможность объективной оценки приобретаемых компетенций и своевременной коррекции индивидуального процесса обучения.

Relevance. Residency remains an integral part of quality postgraduate education in Russia. Improving the education system of medical workers and creating a system of motivation for their quality work is one of the priority tasks implemented within the framework of the Concept of development of the healthcare system in the Russian Federation until 2020. Objective. Comparison of the European standard of postgraduate training of medical specialists in the field of “internal diseases” with the existing training system in the Russian Federation. Results. The residency program of the Russian Federation pursues a similar aim to the European standard - the training of a qualified general practitioner. The program is based on a modular system and includes the study of various disciplines, an extensive practice program and state final certification. An analysis of the content of the work programs of the disciplines indicates that the training is aimed at the formation of both universal (general cultural) competencies, which are essentially similar to CanMEDS, and professional competencies. There is no significant difference between the list of knowledge, skills and practical skills that a general practitioner must possess after graduation from residency in Europe and Russian Federation. However, the development of a similar program in the Russian Federation takes much less time (2 years or 4,320 hours), which raises a logical question about the quality of training. Conclusion. Despite the difference in the programs for postgraduate training of internist (primarily in terms of hours), the learning goal is the formation of similar competencies. It should also be noted a well-structured control system, which makes it possible to objectively evaluate the acquired competencies and adjust the individual learning process.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательство ОКИ
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
100-111
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
Ключевые слова
постдипломное образование; внутренние болезни; ординатура; европейский стандарт; сравнение; postgraduate education; internal medicine; residency; European Standard; comparison
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/68044/