Обзор обзоров как инструмент выявления трендов в исследуемой области знания

Авторы рассматривают методологические основания обзоров как перспективного вида научных публикаций, их таксономию и наиболее популярные виды обзоров (нарративный, библиометрический, системный, обзор обзоров, обзор предметного поля, мета-анализ), а также особенности процедур и алгоритмов их проведения. Обзор 100 самых высоко-цитируемых обзоров по проблематике высшего образования за 2010-2019 гг., опубликованных в высокорейтинговых научных рецензируемых журналах, индексируемых в международной базе Scopus, составлен на основе традиционной методологии, целью которой является репрезентативный отбор наиболее значимых источников, контент-анализа, библиометрического и лингвистического анализа данного вида публикаций. Базируясь на соответствующих критериях включения и ключевых словах анализируемых публикаций, авторы выделяют основные тематические кластеры в Топ-100 (образовательные технологии, университет, студент, преподавание, обучение, оценивание и др.) и определяют тенденции в данной предметной области. Каждый из тематических кластеров содержит описание основных подходов к проблематике высшего образования, анализ их новизны и существующие пробелы в предметном поле. На основе риторической теории научного текста Дж. М. Свейлза авторами приводится обобщённая риторическая схема текста обзора, с комментариями по содержанию всех составных частей, которая может стать практической рекомендацией для авторов при подготовке обзоров в международные научные рецензируемые журналы. Наиболее популярными по количеству цитирований и количеству публикаций оказались обзоры, посвящённые культуре высшего образования, педагогическим технологиям и особенностям их применения в новом образовательном ландшафте, онлайн-образованию как новому измерению образования, требующему формирования особой экосистемы, академической этике преподавателей вузов, формированию компетенций, необходимых для успешного профессионального развития, академическим и научным библиотекам как новым центрам коммуникации.

An Overview of Reviews as a Trend Maker in the Field

The authors consider the methodology basics of reviews as a prospective type of scholarly publications, their taxonomy and most popular review types (narrative reviews, bibliometric reviews, systematic reviews, reviews of reviews, scoping reviews, meta-analysis), as well as specific features of procedures and algorithms for conducting reviews. Top 100 of highly cited reviews on higher education from 2010 to 2019 published in high-ranking peer-reviewed journals and indexed in the international database Scopus is based on the traditional methodology that aims to sample the most essential and influential publications of the kind in a well-represented and unbiased way and to subject the sampled reviews to content, bibliometric, and linguistic analyses. Based on the inclusion criteria, keywords and methods of objective selection and sampling of the publications to be reviewed and analyzed, the authors singled out the essential thematic clusters in Top-100 list (educational technologies, university, student, teaching, learning, assessment, etc.) and determined the key directions in the review field of study. Each cluster contains a brief description of the most important aspects and approaches to various topics related to higher education, an analysis of their novelty and existing gaps in the field. According to the rhetoric theory of scholarly text by John Swales named 'Moves and steps', the authors offer a uniform rhetoric schema of reviews, commenting on the text components and their contents. Such a schema may serve as a guideline for authors of reviews made up for international peer-reviewed journals. The most popular publications by citations and number of publications entail reviews devoted to the culture of higher education; educational technologies and peculiarities of their application in the new educational landscape; online education as a new dimension of education requiring a special ecosystem; academic ethics of university teachers; soft skills development necessary for successful professional development; academic and scientific libraries as new centers for scientific and academic communication.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
37-57
Статус
Опубликовано
Том
29
Год
2020
Организации
  • 1 Московский государственный институт международных отношений (университет)
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Российская академия образования
Ключевые слова
обзор; систематический обзор; обзор предметного поля; библиометрический обзор; теоретический обзор; описательный обзор; нарративный обзор; высшее образование; университет; обучение; технологии; review; systematic review; scoping review; Bibliometric review; theoretical review; descriptive review; narrative review; higher education; university; learning; technologies
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/67723/
Поделиться

Другие записи

Де Мартино Марио, Ткач Г.Ф., Коваленко С.А.
Высшее образование в России. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет". Том 29. 2020. С. 136-152