ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭТНОМЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАК СПОСОБ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

Россия, как современное экономически развитое государство, сталкивается с необходимостью лингвокультурной адаптации мигрантов, которая невозможна без знания русского языка и культуры. Более того, мигранту необходимо в краткие сроки пройти государственное тестирование - комплексный экзамен, a один из модулей - русский язык. Экзамен не всегда можно сдать без предварительной подготовки. В результате исследования установлено, что «портрет» современного мигранта существенно изменился за последнее десятилетие. Он значительно «помолодел», поэтому у приезжающего в Россию для работы молодого человека уже отсутствует понимание «общей страны». Образовательная система России ему незнакома. Мотивация к изучению каких-либо «наук» отсутствует, так как основная цель его приезда - осуществление трудовой деятельности. Для оказания профессиональной лингвометодической помощи трудовым мигрантам из Республики Таджикистан нами сконструирована этнометодическая модель. Модель опирается на факторы, которые позволяют определить подход, выработать стратегию, отобрать дидактический материал, выбрать методы и приёмы. Такими факторами являются личность обучаемого, уровень его образования, этнопсихологические особенности, ментальность. Основным подходом, легшим в основу модели обучения трудовых мигрантов из Республики Таджикистан, стал этнометодический, ведущими принципами которого принято считать учёт национальной ментальности, культурных ценностей и особенности языка обучаемых. При создании обучающей модели были использованы две лингвообразовательные технологии: традиционная и смешанного обучения. Благодаря технологии смешанного обучения создан и внедрён в образовательный процесс интернет ресурс ЭЛОК - этнолингвистический онлайн-курс. Потенциал ресурса позволяет мигранту воспользоваться учебными материалами в удобное для него время. Эффективность этнометодической модели обучения трудовых мигрантов из Республики Таджикистан, её роль для интеграции в современное российское общество подтверждена результатами опытного обучения и результатами государственного тестирования. Эффективный результат позволяет говорить о необходимости создания национально-ориентированных программ лингвокультурной адаптацией иностранных граждан.

ETHNOMETHODOLOGICAL EDUCATIONAL MODEL AS A WAY OF LABOR MIGRANTS LINGUISTIC AND CULTURAL ADAPTATION

Russia, as a modern economically developed state, is faced with the need for linguistic and cultural adaptation of migrants, which is impossible without knowledge of the Russian language and culture. Moreover, a migrant needs to pass state testing in a short time - a comprehensive exam, and one of the modules is the Russian language. An exam can not always be passed without prior preparation. The study found that the «portrait» of a modern migrant has changed significantly over the past decade. He was significantly «younger», therefore, a young man coming to Russia for work does not already have an understanding of a «common country». The educational system of Russia is unfamiliar to him. There is no motivation to study any «sciences», since the main purpose of his arrival is to carry out labor activities. To provide professional linguistic and methodological assistance to labor migrants from the Republic of Tajikistan, we have constructed an ethnomethodic model. The model is based on factors that allow you to determine the approach, develop a strategy, select didactic material, choose methods and techniques. Such factors are the personality of the student, the level of his education, ethno-psychological characteristics, mentality. The main approach that formed the basis of the training model for labor migrants from the Republic of Tajikistan was ethnomethodic, the main principles of which are considered to be taking into account national mentality, cultural values and especially the language of students. When creating the training model, two linguistic-educational technologies were used: traditional and blended learning. Thanks to the technology of blended learning, the ELOK Internet resource, an ethnolinguistic online course, was created and introduced into the educational process. The resource potential allows a migrant to use training materials at a convenient time for him. The effectiveness of the ethnomethodic training model for labor migrants from the Republic of Tajikistan, its role for integration into modern Russian society is confirmed by the results of experimental training and the results of state testing. An effective result allows us to talk about the need to create nationally-oriented programs of linguistic and cultural adaptation of foreign citizens.

Авторы
Просвиркина И.И.1 , Куликова Е.Ю. 2 , Кулешова Р.В.3
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Оренбургский государственный университет
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
55-62
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Оренбургский государственный университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова
этнометодическая модель; технология смешанного обучения; этнолингвистический онлайн-курс; ethnomethodological model; technology of blended learning; ethnolinguistic online course
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
26.08.2021
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/67664/
Поделиться

Другие записи