Концепция "другого" в трилогии Ж. Руо ("Поля чести", "Знаменитые люди", "Мир не в фокусе")

В статье рассматривается тема поиска собственной идентичности в трилогии Ж. Руо («Поля чести», «Знаменитые люди», «Мир не в фокусе»). Эта проблематика анализируется сквозь призму этической философии Э. Левинаса, согласно которой для построения субъективности необходимо присутствие «Другого». В трилогии актуализируются такие важные левинасовские концепты, как бескорыстное отношение к Другому, ответственность за Другое лицо. Две «инаковости» Э. Левинаса - тайна Смерти и тайна Другого (Женского) - определяют построение каждого романа и всей трилогии в целом. Поиск собственной идентичности раскрывается сквозь серию метафор и концептов: «темнота», «туман», «свет», «близорукость», «хромота», «вознесение». В статье подчеркивается роль интертекстуального диалога с произведениями живописи, мировой литературы, Библии. Определяются основы танатологического подхода к истории жизни человека - от смерти к жизни, которая подрывает траурную динамику начала каждого романа и последовательно вписывает их в движение «восходящей спирали», которая утверждается на всех уровнях текста: структурном, образном, лексическом и ритмическом.

The concept of the OTHER in J. Rouaud’s trilogy (“Les champs d’honneur”, “Des hommes illustres”, “Le monde à peu près”)

This paper analyses the search for identity in J. Rouaud’s trilogy “Les champs d’honneur”, “Des hommes illustres”, “Le monde à peu près”. The issue of the subject’s structure is scrutinized on the basis of E. Levinas’s ethics, interpreting subjectification as a result of encounting between the subject and the Other. Indeed, such key concepts of E. Levinas as the Other, the epiphany of the face, the non-indifference towards each other, the responsibility of the responsibility of the Other, are to be found in J. Rouaud’s trilogy. Two other concepts of E. Levinas - Death and the absolutely Other - determine each novel’s shaping and the whole trilogy. The quest for identity can be read through a series of metaphors and concepts: darkness and fog, clarity and light, myopia, lameness, smile, climbing. The intertextual dialogue with the Bible, as well as with the pictorial and literary works, plays an important role. The analysis also deals with J. Rouaud’s thanatological approach to a lifestory, starting from a character’s death which launches a dynamic of mourning at the beginning of each novel, and growing as an upward spiral expressed at all levels: structural, conceptual, lexical, rhythmic.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
186-194
Статус
Опубликовано
Год
2016
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
субъект; субъективация; поиск собственной идентичности; Другой; философия Левинаса; интертекстуальный диалог; subject; subjectification; the Other; the search for identity; E. Levinas’s ethics; the inter-textual dialogue
Дата создания
15.04.2020
Дата изменения
15.04.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/62980/
Поделиться

Другие записи

Шервашидзе В.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. С. 181-185
Бахтикиреева У.М., Азизова А.О.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. С. 12-22