Новый «жизненный мир» в визуальной культуре

Статья посвящена анализу методологии визуальных исследований с применением феноменологической концепции «жизненного мира». Рассмотрены социокультурные основы формирования визуальной культуры в эпоху постмодерна, теоретические аспекты «визуального поворота», проявление природы симулякров через визуальность и дизайнерское оформление предметов-образов. Актуальность исследования обусловлена увеличением объема визуального контента и охвата населения планеты визуальными средствами массовой информации. В настоящее время визуальные исследования распространяются в основном на изучение такого контента, как фотография, рекламные биллборды, кинематограф. Новым полем для освоения визуальных методов является Интернет: разнообразие дизайна и интерфейсов наводит на мысль о формировании собственной виртуальной интернет-культуры, косвенно зависящей от социально-культурных особенностей создателей проекта или большинства пользователей. В данном контексте с использованием визуальных методов был проведен сравнительный анализ двух поисковых систем: Google и Yandex. Гипотеза исследования состояла в том, что выбор российскими пользователями поисковой системы Yandex вместо международного Google обусловлен рядом графических и навигационных особенностей поисковика, в большей степени подходящих именно российскому пользователю. Результат проведенного анализа скорее подтвердил, чем опроверг выдвинутую гипотезу, указав на ряд элементов дизайна и интерфейса, соотносящихся с культурными предпочтениями жителей постсоветского пространства.

The new ‘life-world’ in visual culture

The article is devoted to the analysis of visual research methodology using phenomenological concept ‘life-world’. The author considers basic socio-cultural principles of visual culture in the postmodern era, the theoretical grounds of ‘visual turn’, the manifestation of the simulacra nature through visuality and the design of items-images. The importance of the study is determined by the growth of visual content and the planet coverage by visual media. Currently visual studies focus mainly on such visual content as photography, billboards, and cinema; however, there is a new field for the development of visual methods - the Internet. The variety of designs and interfaces suggests the formation of a special virtual Internet culture that indirectly depends on socio-cultural characteristics of the creators of the project or the majority of users. The author conducted comparative analysis of two search systems - Google and Yandex - using visual methods to test the hypothesis that Russian users preference of the search system Yandex can be explained by a number of graphical and navigational features of the system suitable to Russian users. The results of the research seem to confirm this hypothesis revealing a number of elements of design and interface, which correlate with the cultural preferences of the inhabitants of the post-Soviet countries.

Авторы
Редакторы
-
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
34-44
Статус
Опубликовано
Подразделение
-
Ссылка
-
DOI
-
Номер
-
Том
15
Год
2015
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
визуальные методы исследований; общество постмодерна; симулякр; информационное общество; визуальная культура; жизненный мир; visual research methods; postmodern society; simulacrum; information society; visual culture; life-world
Дата создания
18.03.2020
Дата изменения
18.03.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/62720/