Демиургическое начало в романе Г. Майринка "Голем"

Статья рассматривает роман Г. Майринка «Голем» (1915) как самобытное произведение, вбирающее в себя мотивы разных версий легенды, которые автор пропускает через собственные размышления о процессе становления личности. Основное внимание сосредоточено на центральном аспекте легенды и ее разработке в романе - на паре «раввин / голем» как отражении антиномии «создатель» (фигура, обладающая знанием) и «создание» (фигура, не обладающая знанием, «чистая»). Реализация идеи относительности оппозиции «знание - незнание», а также амбивалентности демиургического начала усложняется, с одной стороны, за счет рамочной конструкции повествования, с другой стороны, за счет разветвленной системы персонажей, группирующихся вокруг образов-ассоциаций, связанных с оригинальной легендой: раввин - отец - архивариус - старьевщик - кукольник - фокусник - резчик по дереву - врач. Раздробленность на «осколки» личности становится фундаментальным принципом поэтики всех романов писателя, где протагонисты как «големы» на протяжении повествования «вылепливаются» в абсолютный субъект. Дополненные отсылками к экзотическим духовным практикам произведения Майринка скрывают в себе романтическую тоску по утраченной цельности, а в эзотерическом поиске без труда можно усмотреть модернистскую интерпретацию схемы «романа становления».

The Demiurgic Aspect of Meyrink’s The Golem

The article examines Der Golem (1915) by G. Meyrink as a genuine text which various motifs, derived from various versions of the original legend, relate to the author’s own ideas about the development of the personal self. The article mainly focuses on the central aspect of the golem legend and its representation in the novel, e.g. on the “rabbi / golem” dichotomy that reflects a broader “creator” (wisdom) / “creature” (innocence) dichotomy. The relativity of the categories “knowledge” / “innocence” and the ambivalence of the demiurgic aspect are reinforced, on the one hand, by the framed narration, on the other hand, by a broad system of characters grouped around the images associated with the original legend: rabbi - father - archivist - rag-picker - puppeteer - magician - carver - doctor. The concept of the fragmented self is fundamental for all Meyrink’s novels which protagonists, just like “golems,” develop into absolute subjects throughout the narrative. Thus, behind the references to exotic spiritual practices, Meyrink’s works reveal a romantic longing for the missing integrity, as well as the modernist interpretation of the Bildungsroman structure. S

Журнал
Издательство
RUSSIAN ACAD SCIENCES, GORKY INST WORLD LITERATURE
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
86-97
Статус
Опубликовано
Том
4
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
голем; Густав Майринк; австрийская литература; становление личности; "творец-творение"
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
20.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/62137/
Поделиться

Другие записи